Время новостей
     N°10, 28 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.01.2008
Смерть улыбчивого генерала
Индонезия скорбит по экс-президенту Сухарто
Сегодня Индонезия хоронит скончавшегося вчера на 87-м году жизни своего второго президента Сухарто. Нынешний президент Сусило Бамбанг Юдхойоно, объявив о недельном трауре, призвал «народ Индонезии молиться о том, чтобы добрые дела и преданность покойного нации, которой он оказал великую услугу, были приняты всемогущим Аллахом». Сухарто доставили в считающуюся лучшей в стране больницу нефтяной госкомпании «Пертамина» 4 января. Умер экс-президент в окружении родни из-за отказа внутренних органов, включая сердце, легкие, почки и мозг.

Хотя четверть из 243 млн индонезийцев проживает в нищете, почти 35% участников последних опросов назвали Сухарто «лучшим из шести президентов, обеспечившим постоянство цен на рис и топливо». Экс-президент завещал похоронить его в семейной гробнице «Астана-Гирибангун» у горы Лаву на границе Центральной и Восточной Явы. Там с 1996 года покоится его единственная жена, Тин Сити Хартинах. С ней Сухарто прожил 49 лет, нажив трех сыновей и столько же дочерей, старшая из которых тоже слезно просила индонезийцев простить отца за его ошибки.

Сухарто ушел с поста президента в мае 1998 года из-за волнений, вызванных азиатским финансовым кризисом, повсеместной коррупцией и массовыми нарушениями прав человека в Индонезии. До этого он «железной рукой» правил страной 32 года и показал себя очень противоречивой фигурой.

В 1940 году он вступил в голландскую колониальную армию, в 1942-м -- в созданные японцами полицейские формирования, но в 1945-м его батальон первым поднялся на оккупантов. С августа 1945-го, когда Индонезия провозгласила независимость, до 1949-го Сухарто воевал с вернувшимися голландцами, получил звание подполковника национальной армии. В 1950-е командовал частями, в том числе элитной дивизией «Дипонегоро», служил в генштабе.

Организованный Компартией и стоивший жизни шести высшим генералам военный переворот 30 сентября 1965 года застал Сухарто на постах замначальника генштаба и командующего стратегическим резервом сухопутных войск. Выживший в перевороте министр обороны Насутион поручил ему разгромить мятежников -- в итоге за полтора года были убиты, по разным источникам, 300--800 тыс. коммунистов, профсоюзных и других левых активистов. Первый президент страны Сукарно сделал ставку на молодого, всегда улыбчивого генерала армии и в марте 1966 года наделил его правом принимать от его имени все необходимые меры для обеспечения правопорядка. Сухарто стал премьером, министром обороны и безопасности.

В 1967-м чрезвычайный Временный народный консультативный конгресс сместил Сукарно, избрав Сухарто в марте следующего года президентом Индонезии. На этот пост Сухарто с помощью созданной им партии Голкар, приводного ремня индонезийской модели «управляемой демократии», избирался на безальтернативной основе еще на шесть пятилетних сроков в 1973--1998 годах. Авторитарному правлению сопутствовал бум в экономике. К управлению экономикой президент привлек специалистов из калифорнийского университета в Беркли. В итоге к концу 1980-х Индонезия превратилась в одного из «экономических тигров Юго-Восточной Азии», а сам Сухарто получил в народе прозвище Отец развития. Во имя реформ сотни тысяч безземельных крестьян отправили на жительство с перенаселенной Явы в другие районы страны, что способствовало возникновению региональных конфликтов. По данным ООН, до 300 тыс. мирных жителей погибли или попали в тюрьмы в ходе военных операций в провинциях Ачех, Папуа и в оккупированном в 1975 году Восточном Тиморе.

После отставки Сухарто и его окружение обвинили в «безмерном обогащении». Всемирный банк объявил, что за 30 лет авторитаризма из бюджета развития Индонезии украли до трети средств. Состояние одного из трех сыновей Сухарто оценивается в 200 млн долл. Сам Сухарто называл все это «пустой болтовней», хотя в 2000 году его обвинили в хищении из негосударственных благотворительных фондов 600 млн долл. В 2006-м дело закрыли из-за тяжелой болезни ответчика, так ни разу не появившегося на следствии. «Да, коррупция была. Да, он помогал семье, друзьям. Но был и реальный прогресс», -- сказал навещавший Сухарто его друг и экс-премьер Сингапура Ли Куан Ю.

Во времена СССР отношения у Москвы с Сухарто были неоднозначными, но прагматичными. «Президент Сухарто в 1989-м приезжал в Москву на переговоры с генсеком ЦК КПСС Михаилом Горбачевым, -- рассказал «Времени новостей» эксперт Центра политических проблем и модернизации Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Сумский. -- В 1997-м США, сославшись на нарушения прав человека в Восточном Тиморе, отказались продать Индонезии истребители. Тогда Сухарто решил закупить их в России. Эта перспектива вызвала крайнее раздражение на Западе, после чего один западный оружейный дилер сказал прессе: как эпизод мы это примем, но если только появится намек, что это становится системой, то увидите, что будет». Г-н Сумский напомнил, что "хотя тогда Джакарта сделку и «подвесила», но в следующем году Сухарто все равно пришлось уйти".

Александр САМОХОТКИН