Время новостей
     N°10, 28 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.01.2008
В кремлевских джунглях
Пятнадцатилетний композитор сам будет дирижировать своим балетом
В грядущее воскресенье в Кремле появятся волки, обезьяны и удав -- «Классический балет» под руководством Натальи Касаткиной и Владимира Василева покажет премьеру «Маугли». Автору музыки, Александру Прайеру, который будет сам дирижировать приглашенным для такого случая оркестром «Новой оперы», -- пятнадцать лет; и на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС журналистский народ, разумеется, прежде всего интересовался вундеркиндом.

В Великобритании, где живет юный музыкант (мама у него русская, папа англичанин) его имя на слуху -- в биографии у него уже более сорока сочинений, и в двенадцать лет он выиграл конкурс молодых композиторов на BBC, победив вдвое старших конкурентов. В России его музыка тоже уже звучала, но пока на каких-то скорее статусных, чем художественных мероприятиях, вроде концерта для ветеранов в храме Христа Спасителя. Потому худруков театра спрашивали, как они узнали о существовании Александра и его музыки, и Наталья Касаткина отвечала, что случайно познакомилась с Прайером два года назад и обмолвилась при нем, что хотела бы сочинить балет по «Книге джунглей». Через две недели из Лондона позвонила мама и сказала, что ребенок сочинил уже 25 минут музыки. А через год уже была открытая репетиция готового балета. В ходе постановки партитура подверглась сильной (как утверждал на пресс-конференции Прайер) или не очень сильной (по словам Натальи Касаткиной) корректуре со стороны постановщиков; впрочем, обе стороны согласились на том, что первый акт существенно трансформировался, а второй почти не тронут.

Александра спрашивали о композиторах-кумирах и о тех, на чью музыку он ориентируется. Чуть замедленно, но внятно (кажется, думает он все-таки по-английски, во всяком случае ошибки в словоупотреблении иностранные, а не подростковые) он отвечал, что кумиры и ориентиры -- это разные вещи. Ориентируется он только на себя; среди кумиров -- Сибелиус, Римский-Корсаков и Вагнер; а в балете он вслушивался в индийские фольклорные лады. Вообще тема Индии оказалась важна для музыканта: «Я себе представлял не сцену Кремля, а джунгли. Уверен, что Вагнер также представлял себя в Валгалле».

При этом джунгли джунглями, но в музыке вряд ли будет упоение их стихией: более всего Прайера интересует то, как Маугли становится человеком. Наталья Касаткина говорила о том, что сам Александр сейчас «выходит из джунглей детства». Артисты, судя по всему, наоборот, на сцене с удовольствием в детство впадают. (Главная роль досталась премьеру театра Николаю Чевычелову, и кто-то из журналистов спросил его, где артист изучал повадки животных. В изумлении танцовщик сообщил, что он смотрит телевизор и наблюдает за собственным котом.) Ну а насколько из джунглей «семейного» (читай -- детского) спектакля выйдут хореографы, мы увидим совсем скоро.

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Музыка