Время новостей
     N°6, 22 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.01.2008
Купола без газа
Антимонопольная служба успокоила нижегородских верующих
Православная общественность Нижнего Новгорода победила на своей исконной территории транснациональную корпорацию. Экспертный совет Нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы рекомендовал компании Coca-Cola убрать рекламу производимого напитка с фирменных холодильников в Нижнем Новгороде в связи с ее «неоднозначным восприятием» отдельными категориями граждан. Православные активисты утверждают, что использование в рекламе газировки изображения церковных куполов оскорбляет чувства верующих и дискредитирует церковь. Представители ответчика в свою очередь утверждают, что «виды города никак не усиливают желания купить колу».

Напомним, что в конце декабря инициативная группа нижегородцев направила в адрес прокурора Нижегородской области, губернатора и архиепископа Нижегородского и Арзамасского коллективное обращение с требованием возбудить против компании Coca-Cola «уголовное дело по факту надругательства над русскими святынями» (см. «Время новостей» от 20 декабря 2007 года). Инициативных граждан возмутило использование в рекламе продукции компании «дорогих для каждого русского сердца православных крестов и куполов». По мнению жалобщиков, реклама вызывает у них неверные ассоциации о традиционности напитка на нижегородской земле. «Создается впечатление, что стены Нижегородского кремля создавались с целью охраны уникального рецепта напитка», -- заявил один из представителей православных.

Юрист компании Coca-Cola HBC Eurasia Елена Виноградова с обвинениями не согласилась. По ее словам, изображения на холодильном оборудовании не являются рекламой. На стенках холодильников изображен товарный знак Coca-Cola, а также исторические памятники Нижегородской области. По словам г-жи Виноградовой, компания ставила себе целью популяризацию культурного наследия Нижегородской области. «Мы не привлекаем внимание к продукту, а привлекаем внимание к видам города, -- заметила г-жа Виноградова. -- Именно поэтому на плакатах присутствуют такие надписи, как «Любимый город» и «Верность традициям». На этих изображениях компания подчеркивает ценность и качество традиций Нижнего Новгорода, а виды города никак не усиливают желания купить кока-колу».

Однако у православных активистов другое мнение на этот счет. Некоторые из них полагают, что реклама не только оскорбляет чувства верующих, но и побуждает их к насилию «против холодильников Сосa-Cola и другого имущества компании». «Эта реклама дискредитирует РПЦ как юридическое лицо, которое не использует для своих культовых нужд американскую газировку»,-- заявил представитель православной общественности Марат Абдуллин. Эксперт Елизавета Савруцкая отметила, что в слогане «Верность традициям» имеет место прямое нарушение логики. «В России не было традиций пить кока-колу», -- полагает эксперт.

В итоге экспертный совет при Нижегородском управлении ФАС постановил снять рекламу колы как «вызывающую неоднозначное восприятие отдельных социальных групп общественности». Решение экспертного совета носит рекомендательный характер и не является обязательным для выполнения. Однако представители американской компании сняли «неоднозначную рекламу» с нижегородских холодильников от греха подальше еще до заседания экспертного совета. Хотя, например, как было заявлено на заседании, в Санкт-Петербурге, Казани и Уфе аналогичные картинки с видами культурных памятников этих городов продолжают украшать уличные холодильники компании.

Сергей АНТОНОВ, Нижний Новгород