Время новостей
     N°24, 11 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.02.2002
Эмитентам в России тесно
«Прозрачным» компаниям выгоднее размещать акции на Западе
Еще одна отечественная компания -- «Вимм-Билль-Данн продукты питания» -- провела первичное публичное размещение (IPO) американских депозитарных акций (ADS) на Нью-Йоркской фондовой бирже. Цена размещения составила 19,5 долл. за акцию. Первый торговый день подтвердил оптимистичные прогнозы экспертов -- котировки ADS ведущего российского производителя соков и молочных продуктов выросли на 16% до 22,6 долл. Таким образом, капитализация «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) превысила 925 млн долл., и теперь по этому показателю она входит в двадцатку крупнейших российских компаний. Успешное IPO и последующий рост цен аналитики объясняют высоким интересом иностранных инвесторов. Мало того, они полагают, что примеру «Вимм-Билль-Данн» уже в этом году последуют и другие российские компании -- представители потребительского рынка.

Слухи о том, что ВБД собирается провести IPO на Западе, просочились на рынок еще в прошлом году, однако официально руководство компании подтвердило эту информацию только в начале этого года. Впрочем, это и понятно -- риски были довольно велики. Предполагаемый диапазон цен -- от 18,5 до 21,5 долл. за акцию -- соответствовал капитализации примерно в 900 млн долл. С учетом же полученной в прошлом году прибыли (42 млн долл.) показатель P/E (отношение стоимости компании к ее прибыли) превышает 21. Некоторым аналитикам это значение показалось завышенным. Они посчитали, что «Вимм-Билль-Данн» вряд ли удастся разместить акции по назначенным ценам и вся затея вообще может провалиться.

Однако пессимистичным прогнозам не суждено было сбыться. ВБД разместила весь выставленный на продажу пакет из 25% плюс одна акция (более 10,6 млн штук). Полученные от размещения деньги (чистые поступления составили 134 млн долл.) компания направит на капитальные расходы, включая покупку нового оборудования для производства соков и молочных продуктов, а также на погашение части текущих краткосрочных и долгосрочных долгов и приобретение новых предприятий.

Примечательно, что 4% акций купил прямой конкурент ВБД -- ведущий французский производитель молочных продуктов компания Danone, уже владеющая несколькими предприятиями в России. По мнению аналитиков, вполне понятен интерес и других инвесторов. «Раньше иностранцы вкладывали деньги в основном в бумаги нефтяных или энергетических российских компаний, -- говорит представитель одного из крупных западных фондов. -- Теперь у них появилась возможность разбавить свой портфель акциями компании другой отрасли».

В среднем за прошлый год котировки российских ADR выросли примерно на 5%, в то время как индекс РТС, отражающий тенденции на внутреннем рынке, увеличился более чем на 70%. Но у прозападных эмитентов есть веские аргументы организации торговли своими акциями за пределами страны. «В России недостаточно капитала», -- говорят эксперты. Действительно, показатели ведущих российских площадок говорят сами за себя. Так, на РТС ежедневный объем торгов составляет в среднем всего 20 млн долл. На ММВБ торговцы ведут себя активнее (ежедневный оборот примерно 160 млн долл.), но 80% сделок приходится на акции одного эмитента -- РАО «ЕЭС». Очевидно, что невысокий потенциал местных инвесторов станет причиной популярности западных IPO и у других российских компаний. Выпустить ADR собираются также Тюменская нефтяная компания (в третьем квартале) и «Ленэнерго» (в конце года). Эксперты не исключают, что через год-полтора подобные проекты возникнут и у коллег «Вимм-Билль-Данн» из потребительского сектора -- пока они еще мелковаты для такого шага.

Анфиса ВОРОНИНА, Елена МЯЗИНА