Время новостей
     N°4, 18 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.01.2008
«Россия не хочет переплачивать за некачественный продукт»
В Москве убеждены, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) обречена на деградацию, если в ней не провести реформы. Но политикой проблемы не ограничиваются -- не принят годовой бюджет ОБСЕ, хотя его надо было утвердить до 20 декабря 2007 года. О причинах кризиса в организации спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ рассказал постпред России при ОБСЕ Алексей БОРОДАВКИН.

-- К политическому кризису ОБСЕ добавился производный от него бюджетно-финансовый кризис. Для устранения серьезных системных недостатков программно-бюджетного планирования в ОБСЕ необходима его реформа. В частности, Постоянный совет ОБСЕ должен утверждать не только бюджет, но и программу работы организации. Это бы увязало финансирование проектной деятельности ОБСЕ с ее согласованными политическими приоритетами.

-- Как ОБСЕ существует без бюджета?

-- Генсекретарь вправе просить государства-участники выплатить часть своих взносов, исходя из показателей прошедшего финансового года. Объединенный бюджет ОБСЕ в 2007 год составил 168,2 млн евро. Поскольку подавляющее большинство государств-участников выступает за нулевой рост бюджета или его сокращение, то в 2008 году эта цифра сохранится или даже снизится.

-- Каким будет взнос России?

-- С 2005 года взнос России был существенно снижен и в 2007 году составлял 3,54% бюджета ОБСЕ, или 5, 95 млн евро. Еще три года тому назад мы платили в ОБСЕ на треть больше, то есть около 9 млн евро. Россия настаивает на продолжении постепенного снижения своего взноса в соответствии с принципом платежеспособности государств-участников, применяемым в ООН. (Согласно этой методологии при расчете взноса государства учитываются показатели его валового национального продукта за шестилетний и трехлетний периоды. При экономическом росте увеличивается и взнос в бюджет организации. -- Ред.) В этом случае он составил бы около 1,72% бюджета ОБСЕ. Но против этого возражают США и некоторые другие государства -- участники ОБСЕ, чьи взносы при применении принципа платежеспособности возросли бы. Поэтому пока не удается согласовать шкалу взносов в бюджет ОБСЕ на 2008--2010 годы.

-- Россия уже заплатила часть взноса 2008 года?

-- При отсутствии шкалы взносов мы не собираемся торопиться с переводом нашего взноса. В любом случае Россия не будет переплачивать за некачественный политический продукт, произведенный ОБСЕ. Логично, если за него заплатят те государства-участники, которых он устраивает. Мы же считаем, что ОБСЕ нуждается в глубоком реформировании в плане насыщения ее повестки дня новыми актуальными вопросами, восстановления функционального баланса между военно-политическим, экономико-экологическим и гуманитарным измерениями деятельности организации, исправления географического дисбаланса в ее работе и наконец завершения институционного и правового становления ОБСЕ в качестве полноценной международной организации.

-- На минувшей неделе глава МИД Финляндии Илкка Канерва представил программу своей страны, председательствующей в 2008 году в ОБСЕ...

-- Он высказал интересные и смелые предложения, сделал акцент на необходимости реформирования ОБСЕ. Он справедливо отметил, что ОБСЕ должна использоваться как форум для диалога по острым вопросам евроатлантической безопасности. Сложилось впечатление, что финское председательство всерьез настроено придать деятельности организации позитивную динамику. Но это не означает, что у нас нет разногласий с Хельсинки. Например, наши позиции различаются по Косово и по Договору об обычных вооруженных силах в Европе. Но областей совпадения, думается, больше.

-- Поддержит ли Финляндия предложения о принятии устава ОБСЕ, внесенные в 2007 году Арменией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Белоруссией, Узбекистаном и Россией?

-- Большинство в ОБСЕ, в том числе государства -- члены Евросоюза, готовы рассматривать это предложение. Возражают лишь США, судя по всему, не желающие связывать себя новыми международно-правовыми договорными обязательствами.

-- Будет ли реформировано Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ?

-- Постепенно к нашим партнерам приходит осознание необходимости ориентированного на результат диалога по назревшему вопросу совершенствования деятельности БДИПЧ по мониторингу и оценке выборов. Надеюсь, что возможности для продвижения по этому вопросу в нынешнем году появятся.

К тому же в феврале истечет срок полномочий нынешнего директора БДИПЧ Кристиана Штрохала. Рассчитываем, что ему на смену придет восприимчивый к мнениям государств -- участников ОБСЕ руководитель, способный продвинуть вперед реформу БДИПЧ.

-- Затронет ли возможное изменение статуса Косово миссию ОБСЕ в крае?

-- Если, несмотря на категорические возражения Сербии, России и многих других членов международного сообщества, Приштина все же провозгласит независимость в одностороннем порядке, миссию ОБСЕ в Косово, безусловно, придется закрыть. Предвидя возможность такого негативного сценария, мандат миссии ОБСЕ в Косово в 2008 году по настоянию Сербии и России было решено продлевать помесячно (а не на целый год). Что же касается идей о том, чтобы ОБСЕ в какой-то форме могла продолжить работать в Косово и после одностороннего провозглашения независимости, то это является предметом для будущего обсуждения, если такой разговор вообще будет уместен.