Время новостей
     N°2, 16 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.01.2008
Онищенко поставил диагноз Минтрансу
Болгарский туман поссорил российских чиновников
Главный государственный санитарный врач России, возглавляющий по совместительству «Роспотребнадзор», Геннадий Онищенко вчера резко раскритиковал Министерство транспорта за то, как ведомство решало проблему российских туристов, «застрявших» в конце прошлой недели в Болгарии из-за густого тумана. Г-н Онищенко позволил себе выйти за рамки этой конкретной истории. По его словам, процитированным Интерфаксом, произошедшее в Болгарии «вынуждает в который раз, но теперь уже в публичных масштабах поднять вопрос о несостоятельности позиции Министерства транспорта Российской Федерации, выраженной в приказе №82 от 28 июня 2007 года» (которым утвержден один из ключевых для гражданской авиации документов -- федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»). Представители Минтранса вчера назвали заявление г-на Онищенко «по меньшей мере некорректным». Пресс-служба ведомства также намекнула, что главный врач не понимает распределения функций и сфер ответственности между различными федеральными агентствами.

Как известно, с 10 по 14 января было отложено несколько авиарейсов из Болгарии в Россию. В результате из балканской страны вовремя не вернулось около 600 российских туристов. Наибольшие испытания выпали на долю 250 из них. Эта группа провела в Болгарии лишние четверо суток и прибыла в Россию только вчера рейсом авиакомпании «Сибирь».

«Происходящее в аэропортах Болгарии и других популярных у россиян местах зимнего отдыха благодаря усилиям российского телевидения в режиме онлайн демонстрирует всю незащищенность россиян перед всесильными авиаперевозчиками», -- заявил по этому поводу г-н Онищенко. Однако главное острие критики он направил на Минтранс и на правила, утвержденные приказом министра транспорта (вступили в силу 27 сентября 2007 года после утверждения Минюстом). Они заменили аналогичный документ, действовавший в советской, а затем и российской гражданской авиации с 1985 года. Важнейшим отличием новых правил от предыдущей версии можно считать положения о том, как именно авиакомпании должны компенсировать своим клиентам задержки или отмену вылета.

Именно практическая реализация этих положений и вызвала неодобрение главного врача страны. «Ситуация на сегодняшний день может быть прокомментирована следующим образом. С одной стороны, существует нормативный акт с очень оптимальным и многообещающим названием, и вроде бы с правовой точки зрения проблема решена. С другой стороны, существуют российские туристы и просто граждане, платящие полновесной монетой авиаперевозчикам за сомнительное удовольствие сутками вместе с маленькими детьми находиться в залах ожидания иностранных портов -- без положенного законом питания, гостиничного обслуживания», -- заявил г-н Онищенко. Причину такого положения он увидел в том, что контроль за соблюдением прав пассажиров Минтранс поручил входящему в состав министерства агентству «Росавиация». «Пренебрегая общей позицией, согласно которой агентства вообще не несут контрольных и надзорных функций, Минтранс как бы надзор поручает своему собственному агентству, -- подчеркнул г-н Онищенко. -- С выходом этого ведомственного документа (приказа Минтранса №82. -- Ред.) Федеральная служба («Роспотребнадзор». -- Ред.) поставила вопрос о его несовместимости с законом «О защите прав потребителей» и, следовательно, о необходимости его отмены правительством Российской Федерации».

Пресс-служба Минтранса в ответ тоже нашла что напомнить критику. «Что касается контроля за выполнением правил, то он осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (не входящей в Минтранс. -- Ред.), а к компетенции «Росавиации» относятся вопросы организации их исполнения», -- говорится в опубликованном вчера пресс-релизе Минтранса. А действия отечественных авиакомпаний в непогоду в Болгарии заслужили полное одобрение министерства. В этом случае «новые федеральные авиационные правила были выполнены перевозчиками в полной мере», -- заявила пресс-служба транспортного ведомства.

Михаил КУКУШКИН