Время новостей
     N°2, 16 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.01.2008
Корабелы из ВЭБа
Банк развития и «Совкомфлот» подписали соглашение о сотрудничестве
Вчера председатель госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" Владимир Дмитриев и гендиректор ОАО «Современный коммерческий флот» Сергей Франк подписали соглашение о сотрудничестве. Документ носит рамочный характер, в нем зафиксированы общие контуры будущего взаимодействия. Однако, учитывая потенциал банка и поставленные перед ним государством задачи, уже сегодня понятно, что поддержка российскому гражданскому судостроению будет оказана немалая. «Соглашение комплексное. Речь идет о программах, которые реализуются прежде всего в контексте создания Объединенной судостроительной корпорации, а также в контексте задач по освоению морского шельфа -- газовых и нефтяных месторождений на севере страны», -- заявил после церемонии подписания г-н Дмитриев.

Не секрет, что с начала 90-х годов российское судостроение в условиях переходной экономики находилось в плачевном состоянии. Корабли не строились, верфи закрывались. Если российские судовладельцы и размещали заказы на суда, то почти исключительно за рубежом. По официальным данным, сегодня потребности отечественных грузоперевозчиков удовлетворяются почти на 95% за счет зарубежных производителей судов и морской техники. Наши верфи проигрывают из-за высокой трудоемкости и сроков строительства. При этом существующая производственная инфраструктура не позволяет строить суда дедвейтом более 70--80 тыс. тонн. Более того, по словам г-на Дмитриева, в России нет ни одного «сухого» дока. Практически все более или менее сложное судовое комплектующее оборудование сейчас импортируется из стран ближнего и дальнего зарубежья.

В марте прошлого года в Кремле под председательством Владимира Путина состоялось совещание, посвященное перспективам отечественной судостроительной отрасли, на котором было решено создать Объединенную судостроительную корпорацию. Также президент дал указание разработать федеральную целевую программу гражданского судостроения. Подписанное ВЭБом и «Совкомфлотом» соглашение как раз и направлено на решение задач, поставленных в этой, уже подготовленной, программе («Основные направления развития гражданской морской техники на 2009--2016 годы»).

Модернизация судостроения непосредственно связана с важнейшими, стратегическими проектами в различных отраслях российской экономики. Например, в связи с предполагающимся масштабным освоением континентального шельфа одной из первоочередных задач становится строительство добывающих платформ и специальных судов для транспортировки углеводородов (например, газовозов), которые смогут работать в сложнейших климатических условиях. При этом для проведения работ на континентальном шельфе России требуются корабли водоизмещением до 300 000 тонн.

Масштабная модернизация невозможна без значительных финансовых ресурсов. И Банк развития, как вчера выяснилось, готов их предоставить. По словам Владимира Дмитриева, объем финансирования в сфере судостроения и модернизации отрасли (в том числе и помимо проектов, которые планируются в рамках соглашения с «Совкомфлотом») может составить до 2012 года порядка 2 млрд долл. «Речь идет о тех нишах, где мы гарантированно имеем преимущество и серьезный потенциал», -- сказал Владимир Дмитриев.

В свою очередь Сергей Франк отметил, что «при очевидном стратегическом намерении правительства развивать судостроительную отрасль есть дефицит финансовой инфраструктуры, обеспечивающей этот процесс». «Нам важно, чтобы ВЭБ отстроил эту работу», -- подчеркнул глава «Совкомфлота». По его словам, у банка и возглавляемой им компании «уже есть совместное видение той продуктовой линейки, которая могла бы быть наиболее целесообразной, конкурентоспособной в России». «Наш интерес связан с транспортировкой сжиженного газа, с освоением технологий бурения и строительства современного оборудования для этого, с судами обеспечения работы на шельфе», -- говорит г-н Франк.

По словам г-на Дмитриева, финансирование инвестиционных программ в области судостроения -- весьма специфическая сфера деятельности, здесь нужны особого рода специалисты, которым надо разбираться и в специфике деятельности верфей, и в особом характере продукции, будь то буровые платформы, вспомогательные суда или газовозы. С другой стороны, специалистам «Совкомфлота» необходимо «обогащаться с точки зрения инвестиционной и банковской составляющей». Поэтому соглашение, говорит глава Внешэкономбанка, предусматривает организацию стажировок специалистов банка в «Совкомфлоте» и, наоборот, сотрудников «Совкомфлота» в ВЭБе. Также предполагаются стажировки в крупных инвестиционных банках.

Отвечая журналистам, Владимир Дмитриев сообщил, что ВЭБ пока не вел переговоров с «Совкомфлотом» о приобретении каких-либо активов, но при необходимости готов рассмотреть этот вопрос. «Если встанет вопрос о приобретении активов, будем это рассматривать, но конкретно эту тему мы пока не обсуждали», -- сказал он. Сергей Франк, в свою очередь, отметил, что не видит ограничений для участия ВЭБа в приобретении активов в сфере судостроения. «Если в результате своей рыночной деятельности мы обнаружим объект для приобретения, то можем представить эту идею на рассмотрение ВЭБа. Ограничений для этого я не вижу», -- сказал гендиректор «Совкомфлота».




Внешэкономбанк приобретает пакет акций ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) в рамках участия в капитале Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), сообщил Владимир Дмитриев журналистам. "Мы действительно приобретаем пакет акций, рассматривая это в контексте участия в капитале ОАК, -- сказал он. -- Это все, что я могу сказать». Размер приобретаемого пакета он не уточнил. В марте прошлого года представитель ГСС сообщал о планах приобретения ВЭБом до конца 2007 года не менее 10% акций ГСС. Заместитель председателя ВЭБа Сергей Лыков подтверждал наличие у банка опциона на приобретение 10% уставного капитала ГСС.

Михаил ВОРОБЬЕВ
//  читайте тему  //  Банки