Время новостей
     N°106, 18 августа 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.08.2000
Горести для среднего класса
У россиян стало меньше денег на отдых
Вторая половина августа -- пик туристического «высокого сезона». Теперь как на ладони видно, насколько справедливы были весенние ожидания турфирм, и что может позволить себе достаточно состоятельный россиянин. Информационная служба «Красный телефон», предоставляющая бесплатную информацию об имеющихся в наличии путевках, составляет на основе обращений своих клиентов рейтинг популярности направлений. Последний из них выявил неожиданную картину. Однако служба туристических маркетинговых исследований «Банко» имеет другой взгляд на происходящее.

Если судить по числу граждан, обратившихся на минувшей неделе в «Красный телефон», интерес к Турции снизился больше чем на треть (в 1999 году по сравнению с 1998-м наблюдался обратный процесс: спрос вырос более чем на треть). На втором месте (с худшим результатом, чем в прошлом году) оказалась Средняя полоса России. На третьем -- южная Россия и Крым. Резко вырос спрос на Болгарию (4-е место), превысив уровень позапрошлого года. Испания (5-я позиция в рейтинге) несколько утратила свою привлекательность по сравнению с прошлым годом. А если посмотреть сведения предкризисной недели 1998 года, то интерес к ней упал почти вдвое.

По сведениям «Красного телефона», вторая пятерка потеряла больше первой. Подросли показатели только у Кипра (6-е место) и у автобусных туров, а также дунайских круизов по Европе (8-е место). Зато за справками о поездках в Грецию, Италию и Египет, соответственно, 7-е, 9-е и 10-е места, обращалось гораздо меньше желающих.

В «Банко» объясняют нарисованную «Красным телефоном» картину тем, что в эту службу обращаются в основном люди, желающие подобрать самый дешевый вариант. Естественно, что хорошие показатели получает внутренний туризм. Также естественно, что Турция, вернувшаяся к нормальным ценам после прошлогоднего демпинга (вызванного страхом туристов перед землетрясениями и угрозами курдских сепаратистов), стала, казалось бы, пользоваться меньшим спросом. Однако, как утверждает президент «Банко» Татьяна Дмитрова, на самом деле это не так. Более того, под наплывом россиян турецкие отели стали в нынешнем году объявлять stop-sale (остановку продаж) особого рода, который в «Банко» окрестили «красным». Как говорит г-жа Дмитрова, турецким «хотельерам» выгоднее, чтобы состав постояльцев был международным. И для того, чтобы не получить 80% заселения за счет наших туристов, они прекращали продажи, в то время как для крупных европейских турфирм подобных ограничений не вводилось.

По сведениям «Банко», несмотря на высокие цены, очень большим спросом пользуется Сочи. В нынешнем году, в отличие от прошлого, там не было овербукинга (т. е. многоразовой продажи одного гостиничного места) даже после того, как только из Москвы было запущено свыше 40 авиарейсов.

И все-таки, говорят в «Банко», нынешний сезон показал, что разговоры о возрождении среднего класса пока напрасны. Один из крупнейших московских туроператоров, которого аналитики «Банко» предпочли не называть, провел внутреннее исследование, итоги которого далеко не оптимистичны для отрасли в целом.

Сотрудники турфирмы утверждают, что в 1997 году средняя стоимость путевки составляла 650-700 долл. По итогам 1998-го определить эту цифру оказалось сложно, поскольку сезон распался на докризисную и послекризисную часть. В прошлом году средняя цена тура упала до 380 долл., и компания была вынуждена перейти на обслуживание туристов экономкласса. 2000 год показывает, что средняя цена, которую достаточно обеспеченный россиянин готов платить за отдых, -- всего 300-400 долл. За нынешнее лето фирма продала только один двухнедельный VIP-тур, стоимость которого превысила 60 тыс. долл., хотя в 1997-м таких было несколько.

В службе «Банко» делают вывод, что «средний класс» так и не возродился. Поэтому меньше стали ездить в Европу, где цены диктуют крупные местные операторы. «Рынок не развивается", -- говорит Татьяна Дмитрова. И поясняет, что уровень конкуренции стал гораздо ниже.

Статистика обращений в службу "Красный телефон" с 7 по 12 августа, % от числа позвонивших

Страна 2000 1999 1998
Турция 10,2 15,5 9,0
Россия (Средняя полоса) 7,8 8,0 4,8
Россия (Кавказ + Азовское море), Крым 6,8 6,5 3,8
Болгария 4,0 2,3 3,5
Испания 3,2 3,7 6,2
Кипр 2,2 2,0 2,9
Греция 1,6 2,2 3,0
Европа (автобус, круиз по Дунаю) 1,6 1,4 2,5
Италия 1,6 2,3 4,4
Египет 1,4 1,6 1,4
Хорватия 1,3 0,2 1,1
Средиземноморье (круиз) 1,2 1,3 1,0
Чехия, Словакия 1,2 1,4 2,4
Германия 1,1 1,0 1,6
Скандинавия 0,7 0,9 1,4
Франция 0,7 1,0 1,8
Тунис 0,6 0,6 0,8
Общее количество обращений 6174 5159 4196


Источник: RATA News

Александр ЛЕВИНСКИЙ