Время новостей
     N°238, 26 декабря 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.12.2007
Новый код «реальной политики»
О классике. Крепкая режиссура «Ликвидации» с отличными актерскими работами (Машков, наверное, сыграл лучшую свою роль), с захватывающим сюжетом и элегантной, аскетичной картинкой -- безусловное событие декабря. По-своему любопытен сериал «Преступление и наказание» (хороши Раскольников и Свидригайлов).

А вот «Бесам» по Достоевскому не повезло. Впервые сериальную классику показал не «большой» канал, а периферийная «Столица». Верховенский с компанией вели диалог на фоне рудиментарной рекламы -- бегущей строки с объявлением какого-то тендера в одном из столичных административных округов и дивой, представляющей магические талисманы. К тому же сериал исполнен в архаичной эстетике телеспектакля, и павильонные декорации еще больше добавляют фантасмагории и условности происходящему на экране. Тем не менее в малобюджетном произведении режиссера Феликса Шультесса есть атмосфера, знание предмета (в сериале показана отсутствующая в тексте глава «У Тихона» с исповедью Ставрогина) и хорошие актерские работы -- Купченко в роли Варвары Петровны, Стычкин в роли Петрушеньки Верховенского. Любопытен Ставрогин Юрия Колокольникова. Но. Серьезнейший и нужный разговор о либерализме и нигилизме, о национальных корнях и западничестве, о мировоззрении поколений отцов и детей, о трагедии раздвоенности и «духовного провокаторства», о потребности перемен в человеке, об опасности перемен и о тех, кто знает «как надо» -- этот разговор после сериала конечно же не состоится. Зрители вряд ли сериал заметили. А разговор как раз для «Закрытого проказа», который по прежнему очень хорош на «Первом».

О политике. «Место встречи изменить нельзя», «Минута славы» и «Ликвидация». В названиях главных телевизионных форматов декабря вполне можно усмотреть актуальный политический смысл. Явка обеспечена, правящая партия, а точнее, ее лидер стали экранными триумфаторами, все недовольные с экрана ликвидированы -- зримо и окончательно. «Первый» в очередной раз вовремя запустил «Две звезды». Альковный анонс в исполнении Пугачевой и Галкина точно попал в тему. Телевидение на одну неделю в буквальном смысле слова изменило Владимиру Путину с Дмитрием Медведевым, с облегчением присягнув преемнику.

Потом тему «каким он парнем был» в итоговых программах затмила тема «парного» звездного дуэта -- залога будущего «великого блага» (слова патриарха). О грядущем премьерстве Владимира Путина уже говорилось как о примере самоотверженности, как о нелегком шаге -- стать из первого вторым, как о служении, о самопожертвовании и даже о подвиге (слова Виктора Черномырдина). Глеб Павловский на НТВ втолковывал новый код «реальной политики», твердя слова «напарники, команда, товарищи».

Редкие и уже ставшие символическими кадры предварили развязку сюжета: Владимир Путин сбегает по одной из кремлевских лестниц, Медведев поджидает его внизу. Доброжелательный кивок, рукопожатие, Медведев жестом приглашает Путина вперед. Вдвоем они начинают движение на камеру.

Смена плана. В кадре бело-золотая дворцовая анфилада. По ковровой дорожке уверенно и энергично шагают двое. Учитель и ученик, два товарища, две звезды («Время», накануне совместного прохода Медведева и Путина на съезде «Единой России»).

Анна КАЧКАЕВА, радио «Свобода»