Время новостей
     N°234, 20 декабря 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.12.2007
«Нет такой области, куда не должна вмешиваться ЧК»
Первое политическое дело советских спецслужб
Сегодня в России отмечается День работника органов государственной безопасности, в народе названный Днем чекиста. 90 лет назад, 20 декабря 1917 года, Совнарком принял постановление о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. В политико-правовой сумятице тех дней это событие показалось малозаметным: комиссий, комитетов, отделов и комиссариатов, укреплявших «революционный порядок», расплодилось множество. Но вскоре именно ВЧК стала символом карательной системы советской власти, а люди в кожанках -- олицетворением государственного насилия. Характерно, что первым политическим процессом, который уже в декабре 1917 года партийное руководство поручило «раскручивать» ВЧК, стало дело «Союза защиты Учредительного собрания» -- общественной организации, пытавшейся не дать большевикам уничтожить демократически избранный орган законодательной власти. Уникальные документы по этому делу хранятся в петербургском Музее политической истории России и публикуются впервые.

Созыв Учредительного собрания был одной из первоочередных задач Временного правительства. После его свержения в октябре 1917 года вопрос об Учредительном собрании стал первостепенным для всех партий. Идея созыва Учредительного собрания была очень популярна у многих граждан. Большевики, опасаясь недовольства народа, так и не решились отменить намеченные Временным правительством выборы в собрание. Более того, 27 октября 1917 года (все даты указаны по старому стилю. -- Ред.), Совнарком принял и опубликовал за подписью Ленина постановление о проведении в назначенный срок -- 12 ноября 1917 года -- всеобщих выборов в Учредительное собрание (голосование проводилось по партийным спискам). Но большевики получили менее четверти мест в многопартийном парламенте. Большевистские лидеры, потерпев поражение на выборах, всячески оттягивали день созыва Учредительного собрания.

В такой обстановке 23 ноября представители партий меньшевиков, эсеров, народных социалистов, городской и районных дум Петрограда, ряда профсоюзов, заводов и нескольких воинских частей «в соединенном заседании» образовали «Петроградский союз защиты Учредительного собрания -- объединенный комитет социалистических партий и демократических организаций» (ПСЗУС). Председателем союза был избран эсер Василий Филипповский, старший лейтенант флота и депутат Петросовета.

Одним из первых документов, подшитых к делу, стало открытое письмо депутатов Учредительного собрания к народу. Вот его ключевые фрагменты:

«В день и час, назначенный для Учредительного Собрания -- 28 Ноября в 2 часа дня -- Депутаты Учредительного Собрания, приехавшие в Петроград, сошлись к Таврическому Дворцу. Вокруг Дворца избранники народа увидели лес знамен и громадные толпы народа: это Петроград приветствовал народных представителей. У самых дверей Дворца картина была другая: там стояла вооруженная стража и по приказу захватчиков власти -- большевиков -- не пропускала Депутатов в Таврический Дворец. Оказалось, что для входа в депутатское помещение Депутаты должны были сначала сходить на поклон к Комиссару -- ставленнику Ленина и Троцкого -- ...получить на вход особое разрешение. Этого Депутаты стерпеть не могли: избранные народом и снабженные формальными полномочиями они имели все права на свободный вход в народное, отведенное для них помещение. Депутаты хотели пройти в Таврический Дворец не спрашиваясь у... начальства.... В этот первый день стража не посмела поднять вооруженной руки на народных избранников и они прошли в свое помещение...

Теперь в Таврическом Дворце на замок заперты все комнаты и собираться невозможно. Теперь Депутаты <...> не могут сойтись группой в несколько человек даже в залах и коридорах Дворца, ибо, как только образуется такая группа, к ней подходят вооруженные наемники Ленина и Троцкого и разгоняют их. Так в прежнее время вели себя царские слуги и враги народа -- городовые, стражники и жандармы. Так новые самодержцы относятся к избранникам народа, так они встречают их. Всем ясно: слова большевиков о скорейшем созыве Учредительного Собрания- - лживые, обманные слова.... Они говорили одно, а стремились к другому: говорили о власти народа, а стремились к власти над народом. Ложью и кровью они захватили власть и судорожно вцепились в нее. Всем ясно: впереди назревает столкновение между народными избранниками и новыми насильниками».

«Стремление создать для «хозяина русской земли» как можно более широкую общественную поддержку стало главной официальной целью «Союза защиты», -- рассказывает заведующий редакционно-издательским сектором Музея политической истории России, кандидат исторических наук Алексей Кулегин. -- Постепенно «Союз» стал превращаться во всероссийский центр объединения различных антибольшевистских сил, действовавших под лозунгом «Вся власть Учредительному собранию!». В его адрес прибывали многочисленные письма и телеграммы о поддержке и создании местных организаций». Первое обращение «Союза» ко «Всем гражданам Петрограда!» датировано 25 ноября 1917 года. Среди перехваченных чекистами «вещдоков» и свидетельства «контрреволюционных намерений» в регионах. Вот одно из них -- объявление нижегородского Союза защиты.

«21 декабря 1917 г.

В Петрограде собравшиеся члены Учредительного Собрания после ареста нескольких <депутатов> и постановки в Таврическом Дворце караула образовали Союз Защиты Учредительного Собрания. По предложению Петроградского Союза по всей России частью образовались, частью образовываются Губернские Союзы Защиты Учредительного Собрания. Образовался такой Союз <и> в Новгороде. В него вошли почти все общественные, демократические, правительственные и политические организации.

Новгородский Союз Защиты Учредительного Собрания признавая свободно избранное и открывшееся по собственному постановлению Учредительное Собрание единственным Хозяином Земли Русской, стоящим выше всех учреждений и лиц республики, имеет своей целью:

1) Всеми доступными для него средствами способствовать скорейшему открытию Учредительного Собрания в составе всех избранных народом Членов и 2) дальнейшую поддержку и приведение в жизнь всех законов, которые будут выработаны Учредительным Собранием.

Граждане! Кому дорога Родина и Свобода, поддерживайте Учредительное Собрание. Оно одно может дать Мир, Землю, Хлеб и порядок истерзанной стране. Оно одно может защитить жизнь и имущество каждого».

Региональные отделения «Союза» были созданы практически во всех крупных городах центральной России, как в губернских, так и в уездных.

Немаловажно было привлечь на свою сторону и армию -- агитаторы "Союза защиты" развернули энергичную пропаганду среди солдат петроградского гарнизона. Так, 12 декабря общее собрание солдат Семеновского полка единогласно приняло резолюцию «Об Учредительном Собрании, гражданской войне и выводе войск из Петрограда», где говорилось, что «всякие попытки, откуда бы они ни исходили, помешать работе Учредительного собрания или откладывания времени его открытия будут рассматриваться нами как вредные делу свободы». Эта листовка также подшита к делу.

Возросшая активность «Союза защиты Учредительного собрания» вызвала сильную обеспокоенность еще толком не овладевшего всей полнотой власти нового режима. В большевистской печати начала активно раскручиваться идея о «контрреволюционных» целях «Союза». За его штаб-квартирой (находившейся в квартире 18 дома № 21 по Литейному проспекту) было установлено постоянное наблюдение. В действие вступила и ВЧК.

Один из руководителей военной комиссии эсеров Борис Соколов вспоминал: «В приемной толпилось несколько подозрительных субъектов, и наблюдение, как тайное, так и явное, со стороны большевиков было несомненным. У входных дверей торчали более или менее постоянные филеры. Телефонные разговоры внимательно прослушивались...».

16 декабря штаб-квартира «Союза» была блокирована отрядом вооруженных солдат, которые предъявили ордер ВЧК, в котором предписывалось «как лиц, так и документы, если это окажется необходимым, задержать». Из хранящегося в деле протокола следует, что там в это время находилось 26 человек. Среди них как видные деятели организации, так и случайные лица, пришедшие записываться на курсы лекторов. Оружия чекисты у собравшихся не обнаружили, а «от подписи протокола все присутствующие отказались». Четырнадцать активистов «Союза» были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость и другие тюрьмы.

В сопроводительном письме, отправленном 27 декабря в следственную комиссию при Революционном трибунале вместе с делом о «Союзе защиты», появились обвинения не только в контрреволюционной деятельности, но и в антисоветской.

«Всероссийская Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров.

27 декабря 1917 года. Петроград, Гороховая, 2.

№254

В следственную комиссию при Революционном трибунале.

При сем препровождается дело «Союза защиты Учредительного Собрания», что -- 1) под видом защиты Учредительного Собрания организует контрреволюционные силы для борьбы с советской властью, 2) в призыве к ниспровержению органов Советской власти. Свидетели -- С.Е. Щукин, Другов, Ильин, (Гороховая, 2), Урицкий, Пригоровский (Таврический дворец).

Председатель Ф. Дзержинский, секретарь И. Ильин.

Примечание: ордер за №107 на арест по этому делу был выдан тов. Успенскому. Он оставлен в Чр. Ком».

Следственная комиссия Петросовета попыталась разобраться в существе обвинений, предъявленных чекистами ПСЗУС и его членам, направив для этого ряд запросов в ВЧК. Она хотела ознакомиться со всеми имеющимися материалами по делу «Союза защиты».

«Следственная Комиссия при Петроградском Совете Рабочих и Солдатских Депутатов. 12 января 1918 г.

В Чрезвычайную комиссию для борьбы с контрреволюцией. (Гороховая, 2)

Просим сообщить: не известно ли Вам, какие именно «социалистические партии» и «демократические организации» вошли в «Петроградский Союз Защиты Учредительного Собрания»...

Просим немедленно сообщить: на основании каких именно данных Вы сообщили нам <...>, что «Союз Защиты Учредительного Собрания» под видом защиты У. С. организует контрреволюционные силы для борьбы с советской властью, призывает к ниспровержению советской власти, продолжает созывать собрания ЦИК I-го созыва и противоставить его ЦИК. <...>»

Данных о том, ответила ли ВЧК следственной комиссии Петросовета, в деле нет.

Начавшиеся аресты и репрессии не прервали деятельности «Союза». Утром 5 января 1918 года сторонники Учредительного собрания начали стекаться к десяти сборным пунктам, заранее намеченным ПСЗУС. В манифестации приняло участие около 60 тыс. человек. Большевистское правительство и Петросовет объявили в Петрограде осадное положение. В ходе столкновений манифестантов с отрядами красногвардейцев и матросов, охранявших район Таврического дворца, по официальным данным, погибло 12 человек, 21 был ранен.

Продолжая собственное расследование, следственная комиссия при Петросовете 12 января 1918 года направила письмо комиссару по делам Учредительного собрания, позднее председателю Петроградской ЧК Моисею Урицкому.

«Товарищу Урицкому. Таврический дворец

Просим сообщить нам: 1) Все, что Вы знаете о «Союзе Защиты Учредительного Собрания», как о контрреволюционной организации, 2) что Вы знаете о Б.О. Богданове, о Брамсоне, Вайнштейне, Хозане, С.М. Топер, К.М. Ермолаеве и М.И. Островской в связи с делом «Союза Защиты Учредительного Собрания», 3) указать лиц, которые могли бы дать свидетельские показания по делу о «С.З.Учр.Собр.», 4) сообщить, что вы знаете о роли «Союза Защиты Учр. Собр.» 5-го января, 5) неизвестно ли Вам, какие именно «социалистические партии» и «Демократические организации» вошли в Петроградский «Союз Защиты Учредительного Собрания», 6) неизвестно ли Вам, какое отношение имеет к «Союзу Защиты Учредительного Собрания» «Бюро депутатов -- Социалистов-революционеров Учр. Собр.».

В деле хранится и подлинник ответа Урицкого Петросовету.

«В Следственную Комиссию при Петроградском Совете Рабочих и Солдатских Депутатов.

В ответ на Ваш запрос от 12 янв. сообщаю следующее. Из попавших в мои руки телеграмм и представленных мне приславшими из глухих углов ходоками документов я пришел к следующему заключению. «Союз Защиты У. Соб.» -- Всероссийская контрреволюционная организация, поставившая себе целью передачи всей власти Учредительному Собранию. В задачи «Союза» входило свержение Советской власти, для достижения чего «Союзом» велась широкая устная, письменная и телеграфная агитация, в которой «Союз» не останавливался пред извращением фактов и клеветой на Советскую власть.

Отдельные организации «Союза»... предполагали прибегнуть к организации всеобщей забастовки для свержения Советской власти. По-видимому «Союз» сковался из тех же элементов и организаций, которые входили в состав комитетов «Спасения Родины и Революции», и находился в тесной связи с правыми эсерами и меньшевиками. В «Союз» входили члены У. Соб. -- правые эсеры и меньшевики. Личный состав «Союза» мне неизвестен. Неизвестно также, какую роль играли в нем перечисленные в Вашем вопросе лица.

Демонстрация 5 января (речь идет о демонстрации в защиту Учредительного собрания, расстрелянной большевиками. -- Ю. К.) была организована «Союзом Защиты У. Соб.» и правыми социалистическими организациями. Демонстрация была мирной. Но среди демонстрантов, по словам доносивших о ходе демонстрации, были вооруженные, которые стреляли. М. Урицкий».

В январе 1918 года дело «Союза защиты Учредительного собрания» было закрыто. После разгона Учредительного собрания история российского парламентаризма оказалась прерванной на семь с лишним десятилетий.

Юлия Кантор, доктор исторических наук
//  читайте тему  //  Исторические версии