Время новостей
     N°228, 12 декабря 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.12.2007
Между концессией и трастом
Минкульты России и Германии отчитались за совместный проект
Проект, стартовавший 12 июля 2006 года, именуется «Сохранение памятников истории и культуры на основе государственно-частного партнерства». Программу стоимостью 600 тыс. евро профинансировал Евросоюз. Вчера общественности были представлены итоги этой работы. С российской стороны проект представлял заместитель министра культуры РФ Дмитрий Амунц, с германской -- посол Вальтер Юрген Шмид и глава Национального комитета охраны памятников Юлиане Киршбаум.

Первый и наиболее очевидный результат -- изданная на русском языке книга, включающая доскональное описание системы охраны памятников в Германии и сравнительный анализ нормативно-правовых баз Германии и России. Впрочем, главное различие вполне предсказуемо: «То обстоятельство, что культурные ценности могут находиться в частной собственности, в Германии является очевидным, самим собой разумеющимся фактом». В России, как известно, пока действует мораторий на приватизацию объектов культурного наследия. В тех же случаях, когда памятник может быть приватизирован, права и обязанности собственника сильно различаются: В Германии прав больше, круг обязанностей меньше, в России -- все наоборот.

Отдельная глава книги посвящена главной теме программы -- частно-государственному партнерству (ЧГП). Речь идет о различных моделях привлечения частного капитала при сохранении государственной собственности на объекты наследия: аренда, концессии и т.д. Дмитрий Амунц, давний сторонник этой модели, теперь апеллировал к германскому опыту. Есть, однако, принципиальная разница. В Германии государство владеет небольшим количеством памятников, и состояние их, как правило, безупречно. Передавая объекты наследия в аренду или концессию, государство не возлагает на инвестора непосильное бремя по их восстановлению, а предлагает взаимовыгодную программу использования этих объектов. У нас же, по данным того же Дмитрия Амунца, опубликованным в книге, в удовлетворительном состоянии находится лишь 28% объектов наследия. То есть большую часть памятников нужно серьезно реставрировать, поднимать из руин, и все это без особых гарантий для инвестора. Что, кроме административного ресурса, способно в таких условиях привлечь капиталы в эту столь нуждающуюся в деньгах сферу?

Не слишком убеждают в пользу данной модели и названные на встрече «пилотные проекты». Речь идет об усадьбе Лермонтовых-Столыпиных «Середниково» и музее-заповеднике «Ясная Поляна». Все, кто мало-мальски сведущ в обсуждаемой теме, хорошо знают, что обе эти усадьбы находятся в прекрасном состоянии и вовлечены в активный культурный оборот благодаря личным усилиям Михаила Юрьевича Лермонтова, тезки и непрямого потомка поэта, возродившего родовую усадьбу на собственные средства, и Владимира Ильича Толстого, директора музея-заповедника «Ясная Поляна». Благодаря участию немцев в «Середниково» была запущена программа музыкальных фестивалей, для «Ясной Поляны» был создан хороший сайт. И то, и другое важно, однако при чем здесь ЧГП?

Среди других «итогов» работы назван проект по созданию «Российского национального траста». В рамках сотрудничества с немцами этот результат весьма удивителен, поскольку трастового движения в Германии нет. На прошлой неделе в Дели состоялась 12-я конференция национальных трастов, в которой участвовали 56 стран -- государства англоязычного мира, некоторые европейские страны, Россия и даже Узбекистан, но немецких организаций такого профиля среди участников не было. Эта модель более характерна для англоязычных стран, где национальные трасты в сфере наследия -- мощные организации, аккумулирующие различные гранты на реставрацию памятников, в том числе и государственные. Мы же, похоже, готовы создать у себя некий микс, объединив все возможные модели и формы, и превзойти своих учителей по крайней мере в их количестве.

В итоге за 600 тыс. евро мы познакомились с германской системой охраны памятников и получили некоторые рекомендации, в том числе по созданию информационных систем и подготовке «менеджеров наследия». Как сказал знакомый архитектор, за эту сумму можно было полностью подготовить проекты восстановления трех средних усадеб, включая историко-архивные исследования, изучение конструкций и материалов, утверждаемую часть проекта и рабочие чертежи. И на уже готовые проекты приглашать инвесторов, арендаторов и концессионеров.

Александра ТОЛСТИХИНА