Время новостей
     N°20, 05 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.02.2002
Цель прокуроров -- вышки
Владимир Устинов объявил тотальную проверку нефтяного рынка
Целевую программу по проверке и строгому контролю за деятельностью всех российских предприятий и фирм, работающих на нефтяном рынке, намерена ввести в ближайшее время Генпрокуратура. На днях из ведомства Владимира Устинова во все окружные и региональные прокуратуры была разослана специальная директива с подробными указаниями, как и почему надо бороться с нечестными нефтяниками. Эти меры Генпрокуратура объясняет обстановкой, сложившейся на топливном рынке: повальные хищения, мошенничества, контрабандные операции привели к тому, что государство, по поступающим в прокуратуру данным, ежегодно недополучает миллиарды «нефтяных» долларов. Как можно понять из директивы, свою активность прокуратура объясняет и недостатками в деятельности правоохранительных органов, включая МВД, намереваясь в этой связи усилить над ними свой надзор. Благодаря масштабной «нефтяной» атаке подчиненные г-на Устинова надеются улучшить обстановку уже к началу следующего года.

По информации представителей Генпрокуратуры, аферы с топливом превратились в хорошо отлаженный механизм, который исправно действуют уже много лет. Задействованы в нем десятки тысяч людей: начиная от мелких расхитителей бензина и кончая крупными экспортерами нефти. Как следует из директивы Генпрокуратуры, самое распространенное преступление в сфере ТЭК -- банальные врезки в трубопроводы. Этот вид «заработка» процветает почти во всех регионах, и с ним еще как-то у милиционеров бороться получается. Гораздо хуже ситуация с нарушениями на легальных НПЗ, где специально уводят «в тень» часть поступающего топлива. Для этого в документах завышается количество безвозвратно утерянного при переработке топлива. Нередко и заводы обманывают покупателей. Если НПЗ отпускает топливо по весу, его специально делают более плотным, если по объему -- повышают температуру. Некоторые НПЗ и связанные с ними структуры откровенно воруют с родных предприятий десятки тысяч тонн топлива. Недавно на этом, как указывается прокурорам, попались руководители «Когалымнефтегазпереработки» и московского ЗАО «МНПЗ-Сбыт».

Впрочем, направление главного прокурорского удара, как следует из директивы, будет связано с экспортом российской нефти. Как отметили в Генпрокуратуре, многие предприятия в документах намеренно указывают заниженное количество вывезенного за рубеж топлива (с которого и платят налоги). Так, при транспортировке нефти морским путем в бумагах обычно указывается, что в судне сохранились остатки прежнего груза, высокий уровень «подтоварной воды» и т.д. На самом деле, как следует из директивы, обычно все это является выдумкой и танкеры заливаются топливом под завязку. Понятно, что часть вывозимой нефти при этом не декларируется. Нередко для контрабанды используется и заправка танкеров (в баки для двигателей) со специальных судов-бункеровщиков -- в таких случаях порт имеет право отгрузить топливо, минуя таможню. Зачастую эти самые бункеровщики везут откровенно контрабандный груз, который потом заливается не в топливные баки кораблей, а в «танки» и спокойно уходит за границу.

Особо разработчики письма указывают прокурорам на проблему лжеэкспорта и незаконного возврата НДС, которым, как отметили в Генпрокуратуре, занимаются через офшорные фирмы и некоторые крупные компании. Так в директиве говорится, что сейчас идет расследование в отношении двух кипрских и одной лихтенштейнской фирм, представлявших правительству фиктивные договоры на вывоз нефти через Новороссийский порт.

Главная же проблема для России, отмечают в Генпрокуратуре, нефтяной толлинг: разрешенная государством процедура вывоза за рубеж топливных полуфабрикатов без оформления экспортных контрактов для переработки в других странах с обязательным возвратом конечного продукта в Россию. На самом деле, как считают в Генпрокуратуре, большая часть толлингового топлива так и остается за рубежом. Чаще всего нефтяные предприятия отправляют полуфабрикаты на НПЗ Украины и Белоруссии, однако оттуда оно, по данным следователей, зачастую прямиком идет в США и Западную Европу. Нефтяники же предоставляют в таможню документы, что весь груз вернулся назад. Для этого в Россию просто пригоняют пустые и полупустые цистерны (по бумагам, они ломятся от товара) или, например, вместо обещанного бензина возвращают более дешевое дизельное топливо. Нередко крупные нефтяные предприятия используют в толлинговых схемах и вовсе подставные структуры, которые, отправив груз за границу, исчезают. На этот счет возбуждено, например, уголовное дело против фирм «Джулат» и «Тандем», заключивших фиктивные договоры на переработку нефтепродуктов с греческим и германским предприятиями. Представив соответствующие договоры и липовое обязательство Восточно-Европейского Сибирского банка, фирмы безвозвратно переправили на переработку в другие страны 1,3 млн тонн нефти.

Серьезные потери, по данным Генпрокуратуры, несет государство и от спекулятивных фьючерсных сделок. Нефтяники заключают их с «карманными» партнерами и указывают самые минимальные и выгодные цены на нефть и курс валюты. Тогда же оформляются все бумаги, а необходимые вычеты взимаются с нефтяников на момент подписания договора. Однако по фьючерсной сделке товар покупателю доставляется не сразу, а гораздо позже (допустим, когда вырастает курс доллара) и оплачивается уже в момент получения груза, по новому курсу. В результате таких манипуляций, по данным ВЭК, государство ежегодно теряет 1,6 млрд долларов.

Как считают в ведомстве Владимира Устинова, причины подобной ситуации связаны с несовершенством законов, которые позволяют участвовать в сделках с нефтью многочисленным фирмам-посредникам; недостаточным учетом количества нефти, поступающей и отпускаемой НПЗ; слабым взаимодействием спецслужб; недостатками в работе подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и слабой оснащенностью соответствующих служб МВД России.

Теперь решение всех этих проблем прокуроры должны взять под свое «крыло». В директиве говорится, что они обязаны усилить контроль за милицией, налоговиками, таможенниками и т.д., занимающимися топливным рынком. Прокуроры должны также наладить контакты со службами безопасности крупных нефтяных предприятий, создать специальные справочно-информационные банки данных и проверить деятельность значительной части нефтяных предприятий, в том числе на законность выдачи им лицензий на транспортировку и продажу нефтепродуктов.

Александр ШВАРЕВ