Время новостей
     N°222, 04 декабря 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.12.2007
Николай Бордюжа: Надо ратифицировать ДОВСЕ без грибов в Подмосковье
Россия, как заявил вчера Владимир Путин, еще может «полноценно вернуться» в Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), но только если ее партнеры тоже ратифицируют и начнут исполнять договор. Пока же Москва намерена ввести 12 декабря мораторий на действие ДОВСЕ, подписанного 17 лет назад в советские времена. Причина в том, что договор устарел, а его разработанный еще в 1999 году адаптированный вариант западные страны так и не ратифицировали.

30 ноября Владимир Путин подписал закон «О приостановлении Россией действия ДОВСЕ», одобренный ранее обеими палатами парламента. Но переговоры между Москвой и западными столицами о договоре, очень важном для общей безопасности, продолжаются. Равно как и о планах США установить в Европе элементы противоракетной обороны, а также о роли Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). О российской позиции обозревателю «Времени новостей» Елене СУПОНИНОЙ рассказал Николай БОРДЮЖА -- генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), объединяющей семь стран бывшего СССР, включая Россию.

-- Россия все-таки замораживает действие ДОВСЕ. И как быть теперь с европейской безопасностью? Каков выход?

-- Выход один. Всем странам ратифицировать адаптированный договор и его выполнять. А пока решение президента России и Думы о введении моратория на договор -- абсолютно своевременная мера. Она уравнивает сегодня позицию России со всеми остальными государствами, которые не ратифицировали и не выполняют договор.

-- Каким будет следующий шаг?

-- Следующий шаг -- договариваться о том, чтобы все ратифицировали, не выдвигая условий, например, по Грузии, по Молдавии (западные страны требовали от России вывода войск и баз из Грузии и Молдавии как условие для своей ратификации ДОВСЕ. -- Ред.). Потом еще выдвинут условия по Черному морю, по грибам в Подмосковье. Условий можно много набрать. После ратификации надо выходить на выполнение ДОВСЕ. Но это должно делаться синхронно, как и предполагалось ранее. Ведь Россия, ратифицируя договор (в 2004 году. -- Ред.), была уверена, что другие сделают то же самое. Но они-то этого не сделали. (Кроме России, его ратифицировали только Украина, Казахстан и Белоруссия. -- Ред.). Мало того, они стали обставлять свою ратификацию договора все новыми условиями для России. Нас воспитывают, как детей в яслях. Сначала одно условие, потом другое...

-- Но мы же молодая демократия...

-- Знаете, честно говоря, надоело, что нас учат все -- и молодые, и старые демократии, и застарелые, и уже выжившие из ума. Все учат. Сколько можно?

-- Николай Николаевич, а кто больше всего воду мутит? Американцы?

-- Я не могу использовать такое выражение, как «воду мутят»...

-- Ну, палки ставят в колеса...

-- Есть активные игроки. И они выдвигают все новые требования. Вот только что в Мадриде на заседании ОБСЕ (проходило с 29 по 30 ноября. -- Ред.) беспрецедентно жестко и не совсем объективно выступил г-н Бернс (заместитель госсекретаря США Николас Бернс опять критиковал Россию. -- Ред.). И если брать это выступление, то, конечно, сомнений не возникает: американцы... Видимо, их сильно задевает вся эта ситуация...

-- Российский мораторий на ДОВСЕ вступает в силу 12 декабря. И кто его знает, когда после этого удастся добиться ратификации договора другими странами. В области европейской безопасности возникает вакуум?

-- Нет, почему же. У нас много других инструментов соблюдения безопасности. К тому же ДОВСЕ предусматривал создание условий, исключающих возможность применения силы. Объявление моратория на действие ДОВСЕ еще не означает нарушения достигнутых ранее договоренностей. Ведь России для изменения баланса сил пришлось бы предпринять какие-то усилия, в том числе связанные с финансовыми затратами. А есть ли в этом необходимость для России? Опять-таки вакуум-то как раз был. Мы были в неравноправной ситуации. Россия рассматривала ДОВСЕ как обязательный для себя закон, а другие государства его даже не ратифицировали.

-- Среди журналистов есть теория, что спорные проблемы, существующие между Россией и Западом, можно разменять одну на другую. Например, Москва могла бы согласиться на независимость Косово или на более жесткие санкции против Ирана в обмен на отказ США от планов размещения ПРО в Европе. Такое возможно?

-- Не думаю, что это возможно. Политика, конечно, сама по себе цинична. Но это слишком уж цинично.

-- Скажите, а зачем Россия так уж защищала нашего союзника по ОДКБ -- Казахстан, который, несмотря на возражения Запада, очень хотел председательствовать в ОБСЕ в 2009 году? В итоге после споров на конференции ОБСЕ в Мадриде было решено, что Казахстан все же получит председательство, но только годом позже -- в 2010 году.

-- Во-первых, Казахстан -- наш союзник. Россия, кстати, может всегда защитить и себя, и своих союзников. Во-вторых, мы защищали не только Казахстан, но и принципы равноправия. О том, что в ОБСЕ такого равноправия нет, очень хорошо высказался в выступлении в Мадриде наш министр иностранных дел Сергей Лавров. Почему одно государство легко получает председательство, а другое государство, с такими же демократическими нормами, сталкивается с проблемами и должно доказывать, что оно не второго сорта?

-- Так американцы же говорят, что в Казахстане не соблюдаются нормы демократии...

-- Ну, так я могу сказать, что и в Америке они не соблюдаются и, кстати, в Европе. Посмотрите, как непропорционально применялась сила против демонстрантов в некоторых странах Европы в последнее время. Я не раз думал: что бы было, если б так действовала российская милиция? И то, что заявка Казахстана перенесена на 2010 год, только подтверждает: в ОБСЕ нет равноправия. У Казахстана не было конкурентов на 2009 год. Тем не менее ему сказали «нет». Почему? Кто объяснит? А я вам скажу: это как раз демонстрация того, что ОБСЕ действует в мутной воде, без четких правил. Это позволяет двигать фишками, исходя из чисто политической конъюнктуры, и, как сейчас модно говорить в России, это позволяет «разводить» в своих интересах. Вот получите не в 2009-м, а в 2010 году! А почему? Просто тем самым некто подтверждает, кто в доме хозяин.

-- Россия разочарована Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе и предлагает ее реформировать. А может, не стоит мучаться, а просто выйти из этой организации? Приостанавливаем же мы действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе, который нам тоже не нравится?

-- Россия не разочарована в ОБСЕ. Это интересная площадка, на которой можно работать, решать вопросы и согласовывать позиции с нашими партнерами. Но мы отмечаем кризисные явления в этой организации. ОБСЕ, в отличие от других международных организаций, не имеет никакой нормативной базы для своей деятельности. (К примеру, в ОБСЕ нет даже устава. -- Ред.) Сравним с Организацией Договора о коллективной безопасности. В ОДКБ есть устав, правила процедур, положения о статусе генерального секретаря...

-- Но и в ОДКБ происходят интересные вещи. Например, разве не мешает вашей организации тот факт, что на территории одного из государств-членов, Киргизии, расположена военно-воздушная база США?

-- Эта конкретная база выполняет серьезные полезные функции. Она обеспечивает с воздуха прикрытие антитеррористической коалиции в Афганистане, где должен быть наведен порядок и обеспечена стабильность. Поэтому я не вижу здесь ничего страшного. База действует по мандату ООН на временной, подчеркиваю, основе. Когда стабильность будет обеспечена, база должна быть убрана. В ОДКБ все правила согласованы между всеми государствами-членами. И поэтому эта организация только укрепляется. Вот этого-то сегодня нет в ОБСЕ. А когда нет четких правил игры, то разные игроки по-разному ведут эту игру. И многое зависит от политической воли крупных игроков. Вот почему ОБСЕ нередко используется для давления на Россию. Словно под копирку, некоторые государства вдруг начинают заявлять одно и то же в отношении России, хотя часто это не соответствует действительности.

Многие европейские политики сейчас выступают по поводу объявленного Россией моратория на действие ДОВСЕ. Они говорят: вот Россия практически выходит из ДОВСЕ, а это краеугольный камень архитектуры безопасности Европы, и это страшное явление. В этих выступлениях все ставится с ног на голову. Предлагаю еще раз вспомнить, что Россия, в отличие от большинства остальных государств, ратифицировала закон об этом договоре и выполняла его! А они даже не ратифицировали! И это страны, имеющие основные арсеналы вооружений в Европе! И нас еще теперь обвиняют. Причем для этого используются разные площадки, в том числе ОБСЕ.