Время новостей
     N°139, 04 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.10.2000
Кама Су-30
Российско-индийское «братство по оружию» будет тайным
Вчера Владимир Путин прибыл в Индию, где пробудет четыре дня -- это его самый длительный визит за время его президентства. Как говорит он сам, "здесь мне нравится, и люди приятные». По пути следования президентского кортежа в Дели г-н Путин, вероятно, с удовольствием рассматривал рекламные щиты с тремя истребителями российского производства.

Военно-техническое сотрудничество было и остается главной составляющей объявленного Владимиром Путиным после переговоров с премьер-министром Индии Атал Бихари Ваджпаи стратегического партнерства. К визиту российского президента военные двух стран приурочили подписание целого «букета» соглашений. В числе наиболее масштабных из них называют контракт на поставку индийской армии более трехсот нижнетагильских ракетных танков Т-90С, соглашение о передаче лицензии на выпуск новейших истребителей Су-30, «дарственную» на российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», который индийские ВМС получают на условиях его переоборудования на наших верфях и закупки для базирования на «Горшкове» полка корабельных истребителей МиГ-29К. Эксперты до последнего момента не хотели давать никаких подробностей, ссылаясь на то, что не хотят «спугнуть" многомиллиардную сделку. Документы подписывали не руководители стран, а вице-премьер Илья Клебанов и министр обороны Индии Фернандес.

Однако это лишь верхушка айсберга: список «оружейных» договоренностей между Москвой и Дели этим, естественно, не исчерпывается. Индия вот уже 40 лет традиционно является одним из основных наших клиентов в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС). До 70% систем вооружения ее армии имеют российское или советское происхождение, а «портфель» военных заказов на ближайшие несколько лет, по утверждениям наших источников в оборонном комплексе, «тянет» на «5--7 млрд долларов» (ведутся переговоры о поставках зенитно-ракетных систем, артиллерии, военных самолетов специального назначения, крылатых ракет морского базирования и т.д.). Однако подробности новых российско-индийских контрактов в военной области теперь вряд ли станут известны. Москва и Дели договорились о «взаимном обеспечении сохранности секретных материалов».

Как сообщил вчера департамент правительственной информации, российский премьер Михаил Касьянов завизировал проект соглашения, согласно которому Россия и Индия берут на себя обязательства свято хранить тайны друг друга. Реализацию соглашения у нас решено возложить на ФСБ, а в Индии -- на национальное министерство внутренних дел. Так что теперь российские чекисты будут следить за строгой секретностью индийских X-files столь же ревностно, как и за соблюдением собственно российских гостайн. Из сообщения ДИПа следует, что договаривающиеся стороны в соответствии с законодательством своих государств принимают необходимые меры по обеспечению сохранности переданных или «образовавшихся в результате совместной деятельности» секретных материалов. Степень секретности такого рода материалов может изменяться только «по письменному разрешению соответствующего ведомства стороны, их передавшей». Лишь по взаимной договоренности возможен и допуск к секретам «третьей стороны». Таким образом, отныне огласка подробностей российско-индийских контактов в деликатной сфере ВТС (точнее, «образовавшихся в результате совместной деятельности» секретных материалов) -- прямой путь в Лефортовский следственный изолятор ФСБ.

В принципе секретность оружейных контрактов -- явление отнюдь не уникальное. Например, российско-вьетнамским переговорам по ВТС еще с советских времен традиционно сопутствует абсолютная закрытость. По настоянию Ханоя Москва была вынуждена включить в межправительственное соглашение о военном сотрудничестве специальную статью №8, оговаривающую то, что «стороны обеспечивают защиту информации, полученной в ходе военного сотрудничества, составляющей государственную и военную тайну, в соответствии со своим законодательством». Причем соблюдение этого обязательства контролировалось строжайшим образом: информация о том, что Ханой продолжает получать новейшие виды российского вооружения, получила огласку лишь по трагической случайности: в декабре 1997-го грузовой «Руслан», перевозивший во Вьетнам два истребителя Су-27, рухнул на жилые кварталы Иркутска. Кстати, в данном случае в секретности российско-индийского ВТС, похоже, в равной степени заинтересованы обе стороны. У Москвы уже есть печальный опыт того, чем могут закончиться «деликатные» поставки в эту страну: в свое время США уже пускали в ход карательные санкции из-за продажи в Индию российских криогенных ракетных двигателей. А ведь, судя по сведениям информированных источников газеты «Время новостей», нынешний этап переговоров отечественного ВПК с Дели сулит куда более интересные контракты.

Впрочем, во время нынешнего визита миллиарды долларов стоят не только за партнерством в сфере ВТС. Глава «Газпрома» Рэм Вяхирев подписал контракт стоимостью 2,5 млрд долларов «О разделе продукции по проекту «Разведка и разработка блока №26 в Бенгальском заливе Индии». Было также подписано соглашение между ВЭБом и Экспортно-импортным банком Индии, призванное упростить схему погашения кредитов в индийских рупиях. Российские эксперты уверяют, что хотя Индия аккуратно обслуживает долг перед Россией, схема этих выплат оставляет желать лучшего. Высокопоставленный представитель российской делегации считает, что сейчас можно существенно расширить торгово-экономические отношения с Индией «не за счет бартера, а по цивилизованным схемам -- сотрудничать в энергетике, приручать мирный атом».

По глобальным политическим вопросам Владимир Путин высказывался очень осторожно, сумев не сказать ничего про Афганистан. Президент заявил, что хотел бы видеть «восстановление отношений Пакистана с Индией и ослабление военного напряжения в регионе». Один из членов российской делегации сказал корреспонденту газеты «Время новостей», что у России есть две возможности воздействовать на Пакистан: «Либо через США и Китай, либо напрямую, но тайно. И не так бездарно публично, как это было сделано в случае, когда направили в Пакистан не дипломата, а споуксмена Сергея Ястржембского".

Вера КУЗНЕЦОВА, Дели, Юрий ГОЛОТЮК