Время новостей
     N°216, 26 ноября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.11.2007
За «серый» «Мерседес»
Руководителю Daimler Дитеру Цетше грозит три месяца тюрьмы
Главу правления Daimler Дитера Цетше подозревают в том, что он давал ложные показания. Как сообщили в минувшие выходные немецкие СМИ, прокуратура Штутгарта открыла против него следственное дело из-за того, что на судебном процессе по делу о «серых» схемах торговли «Мерседесами» в 2002 году он, как утверждают следователи, «сказал неправду». Г-н Цетше тогда отрицал, что в 1995--1998 годах он как руководитель концерна систематически терпимо относился к таким схемам и поддерживал их. Следствие же полагает, что работники концерна, ответственные за сбыт, информировали г-на Цетше о «сером» бизнесе. Если вину Дитера Цетше удастся доказать, то ему может грозить трехмесячный тюремный срок.

«Серый» бизнес, как считает следствие, строился по следующей схеме. Крупные партии «Мерседесов» декларировались в качестве экспорта за пределы ЕС, например в Китай. Когда автомобили оказывались по ту сторону таможенной зоны, поступало извещение о том, что импортер отказался от оплаты партии уже растаможенных машин. После этого «Мерседесы» (которые физически находились в Германии) уходили по «серым» каналам внутри страны по довольно низкой цене. Схема была выгодна тем, что позволяла поддерживать объем продаж на должном уровне, ведь из-за высокой цены машин спрос на них реально снижался.

О реакции г-на Цетше на следственное дело ничего не сообщалось. Но глава правления Daimler созвал пресс-конференцию, на которой рассказал подробности «развода» с американской Chrysler. «На фоне кризиса в США, связанного с финансами и недвижимостью, нам удалось лишь в последнюю минуту продать наши акции компании Chrysler, -- признался г-н Цетше. -- Всего неделю спустя после торгов, в начале августа, проведение данной транзакции было бы невозможно».

Теперь, как отмечает глава концерна, Daimler с его «абсолютно здоровым» балансом находится на «хорошем пути». «Мы снова у себя дома», -- с облегчением сказал г-н Цетше, отметив, что после «развода» с Chrysler существенно улучшилось качество продукции. По итогам нынешнего года концерн, по данным г-на Цетше, до уплаты налогов и банковского кредита заработает прибыль минимум 8,5 млрд евро. В прошлом году предприятию по этому показателю едва удалось преодолеть пятимиллиардный барьер. В распоряжении Daimler все еще сохраняется почти 20-процентный пакет акций Chrysler, но связанные с ним финансовые риски глава концерна считает «ограниченными».

Дитер Цетше сообщил также, что между представителями Daimler и BMW ведутся переговоры о возможности ряда совместных проектов, в частности, в области разработки двигателей. Но тут же поспешил уточнить: это не связано с потенциальной возможностью консолидации крупного пакета акций Daimler акционерами BMW. Ранее многие эксперты предполагали, что такие инвесторы, как, например, семья Квандтов, владеющая BMW, могут рассматривать акции Daimler как объект для слияния или поглощения. «Судьбу идеи о возможном сотрудничестве решают экономические предпосылки», -- резюмировал г-н Цетше.

Также он подтвердил намерение концерна Daimler сохранить пакет акций концерна EADS (более 22%), хотя авиастроение не является профильным бизнесом. Г-н Цитше ожидает от EADS и Airbus существенного роста. «Поэтому с точки зрения акционеров Daimler продажа акций сейчас была бы плохим решением», -- считает он.

Юрий ШПАКОВ, Берлин