Время новостей
     N°216, 26 ноября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.11.2007
Горючее с полей
Правительство Ангелы Меркель разбавляет бензин
По воле федерального правительства Германии немецкие водители будут вынуждены постепенно увеличивать потребление биотоплива. Министр окружающей среды Зигмар Габриель и министр сельского хозяйства Хорст Зеехофер представили в Берлине в конце прошлой недели стратегию использования топливных добавок растительного происхождения, которые в среднесрочной перспективе все больше будут попадать в транспортные бензобаки. Объем экопримесей к традиционному дизельному топливу или бензину уже к 2010 году вырастет с нынешних 5 до 10%, а к 2020-му их удельный вес в используемом горючем достигнет 20%.

Цель этой амбициозной задачи не столько в том, чтобы разгрузить кошельки автовладельцев, сколько в снижении уровня производства парниковых газов автотранспортными средствами. Причем немцы намерены пойти на дополнительные самоограничения: во-первых, биотопливо должно изготавливаться исключительно из растительных отходов и, во-вторых, в будущем должен быть усилен контроль за его происхождением.

Стратегию усиления роли биотоплива в Германии поддержал и Союз немецкой автоиндустрии. Его президент Маттиас Виссман выразил на презентации полную уверенность в том, что оперативное увеличение доли биотоплива в бензине (это, как правило, биоэтанол, производимый в Германии главным образом из зерновых культур) вполне реально. Иное дело -- дизель, биодобавки к которому изготавливаются из рапса. По данным автопроизводителей, технически разбавлять этот вид топлива биосубстанциями можно не более чем на 7%. Однако и в данном случае авторы стратегии надеются приблизиться к десятипроцентному нормативу: недостающие 3% в таком «топливном коктейле» для дизельных авто составит обычное растительное масло, обогащенное водородом.

В долгосрочной перспективе все больше внимания будет уделяться использованию так называемого биотоплива второго поколения. Это горючее, получаемое синтетическим путем из древесины, соломы или отходов очистных сооружений. Согласно представленной стратегии не позднее середины следующего десятилетия данная технология должна существовать в качестве альтернативной наряду с традиционными способами производства бензина.

В стратегии особо подчеркивается важное требование: «горючее с полей» не должно ни в коем случае быть конкурентным по отношению к производству продуктов питания. За поставками биогорючего как германского происхождения, так и зарубежного будет осуществляться особый контроль. Использоваться может продукт, изготовленный лишь в «устойчивых посадках». Такое ограничение возникло в связи критикой того, что нередко для производства биогорючего подвергаются выжиганию громадные болотные массивы, уничтожаются тысячи гектаров тропического леса. С целью сертификации биопродукта будут заключаться двусторонние соглашения с важнейшими странами-поставщиками, такими, как, например, Бразилия. Правда, немцы отдают себе отчет в том, что, реализуя подобные требования, они могут оказаться в конфликте с правилами ВТО. «В таком случае эти правила будет необходимо оспаривать», -- заявляет министр Зигмар Габриель.

Стратегия производства и использования автомобильного биогорючего внесет изменения и в жизнь европейских крестьян. Во всяком случае, как отметил министр сельского хозяйства Хорст Зеехофер, реальна перспектива прекращения так называемой консервации земельных угодий. Сейчас, чтобы избежать чрезмерного перепроизводства сельхозпродукции, немецких крестьян поощряют налоговыми льготами, если они не засевают сельскохозяйственные земли. Ожидается, что в ближайшие два месяца на уровне Евросоюза будет принято решение, отменяющее такое положение. В Германии для производства биоэнергетических растений используется пока около 13% посевных площадей. В ближайшие годы этот показатель может быть удвоен.

Юрий ШПАКОВ, Берлин