Время новостей
     N°208, 14 ноября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.11.2007
Скончался контратенор Эрик Курмангалиев
Мужчина, поющий женским голосом, -- так Курмангалиева запомнили даже те, кто не мог без ошибок выговорить или написать его фамилию. Для отечественного вокального искусства последней четверти ХХ века, небогатой громкими именами, Курмангалиев стал целой эпохой -- своим высоким голосом, который правильнее всего было бы окрестить альтом, он приоткрыл дверь в манящий мир старинной музыки, которая позже превратилась в культ и в религию. До Курмангалиева в Советском Союзе даже представить не могли, что бывают мужские голоса выше тенора, которым нипочем тесситура женского контральто. С переездом певца из родной Алмы-Аты в Москву этот факт пришлось признать -- сначала он отучился в Гнесинке, где каждое его выступление производило фурор, затем начал появляться на концертных площадках. Его бархатному, хорошо модулированному, полетному голосу было удобнее всего в той музыке, которую в советском обществе не исполняли, -- в Генделе, Бахе, Вивальди. Однако собственно эпохой барокко Курмангалиев не ограничивался. К нему проявляли интерес современные авторы, в частности Шнитке, а его стиль поведения -- экстравагантный, порой эпатажный (таких исполнителей на Западе называют словом divo) -- привлекал и театральных режиссеров, искавших яркие типажи. В частности, в 1992 году Курмангалиев вышел на сцену... в главной женской роли в опере Пуччини "Мадам Баттерфляй", поставленной в театре Романа Виктюка. Несмотря на то что певец провел только первую серию спектаклей, его роль стала театральным артефактом. С середины 90-х карьера Курмангалиева постепенно начала затухать, но время от времени его можно было услышать в Москве и других городах -- в новом веке он сменил фамилию и стал зваться Эрик Салим-Меруэт. Его записи -- профессиональные и любительские, сделанные тайком на концертах, -- до сих пор ходят по рукам меломанов, и, слушая его голос, можно себе представить, какую фантастическую карьеру он мог бы сделать на Западе, окажись он вовремя в поле зрения умелых западных импресарио. Но этого не произошло: вписав в историю русского вокала новый тип голоса и поразив невиданным раньше сценическим обаянием, Эрик Курмангалиев скончался в Москве на 48-м году жизни.

Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ