Время новостей
     N°207, 13 ноября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.11.2007
В Дубае остановка
Арабский мир запасается самолетами
Амбиции арабского эмирата Дубай, похоже, могут стать мощным импульсом для финансового и производственного благополучия мировых авиапроизводителей -- европейского концерна Airbus и американского Boeing. Вчера на проходящем в Дубае авиасалоне оба концерна заключили соглашения о продаже самолетов на общую сумму более 82 млрд долл., сообщает Reuters. Основные заказчики из региона Ближнего Востока, крупнейший из них государственная лизинговая компания Dubai Aerospace Enterprise.

Дубай, где сейчас строится один из крупнейших в мире аэропортов, рассчитанный на 120 млн пассажиров в год, намерен использовать свое выгодное географическое положение, став мостом между Европой, Азией и Африкой. С этой целью Дубай наращивает и собственный авиапарк.

Вчера Dubai Aerospace Enterprise заключила предварительные соглашения с Boeing и Airbus на закупку у каждого концерна по 100 самолетов. Общая стоимость сделок оценивается более чем в 27 млрд долл. Соглашение с Boeing предусматривает намерение купить 100 самолетов, включая 70 лайнеров Boeing 737, пять самолетов 747-8 и десять лайнеров 777-300. Аналогичное соглашение с Airbus предполагает покупку 70 самолетов A320 и 30 лайнеров A350 XWB.

Накануне покупатель уже проявил серьезность своих намерений. В воскресенье авиакомпания Emirates сделала крупный заказ Airbus и Boeing -- в общей сложности компания договорилась о покупке 93 самолетов на сумму 23,4 млрд долл. Кроме того, Emirates пожелала получить опцион на покупку еще 50 лайнеров, с учетом чего сумма сделки достигла 34,9 млрд долл. Заказы разного объема на салоне в Дубае оформили компании из Катара, Саудовской Аравии, Иордании и базирующаяся в ОЭА low-cost компания Air Arabia.

Салон в Дубае позволил Airbus превзойти прошлогодний рекорд по части заказов на перспективные модели. С начала года, как сообщил шеф Airbus по продажам Джон Лихи, концерн уже получил 1122 заказа и рассчитывает еще на 300 до конца года. В течение 2006 года европейский концерн получил заказы на 1111 самолетов.

Таким образом, изрядно испортивший свою репутацию в результате сбоев при выпуске на рынок аэробуса А380 и военно-транспортной машины А400М Airbus выбирается из производственного кризиса. Буквально на днях глава концерна Том Эндерс заявил, что производство на Airbus набирает обороты. Прежде всего это касается заказчиков из стран Персидского залива: плановые поставки первых аэробусов А380 для авиакомпании Emirates будут осуществлены точно в оговоренный контрактом срок. "Ближневосточные покупатели обеспечили 30% совокупного перспективного портфеля заказов Airbus," -- сказал г-н Эндерс в Дубае.

Вчера стало известно и имя первого частного владельца суперлайнера А380. Им оказался не россиянин Роман Абрамович (слухи об этом ходили), а саудовский принц Альвалид бен Талаль бен Абдул Асис аль-Сауд. Принц, владелец Евродиснейленда, приходится кузеном саудовскому королю Абдалле. Как вчера официально сообщила штаб-квартира Airbus, этот человек и станет «первым клиентом версии VIP». Сделанный на заказ самолет получил название «Летающий дворец». В нем смогут разместиться 555 человек, по каталогу его цена составляет 280 млн долларов.

Подробностей относительно деталей внутреннего убранства дворца-самолета производитель не сообщает. Однако, видимо, приобретение аэробуса А380 для саудовского принца было вопросом принципиальным. В новом самолете на 50% больше места для полета фантазий, чем в более скромном «джамбо» Boeing 747-400, который стоит в его частном ангаре. Там будут бары, сауна, зал для спорта и фитнеса, салон-гостиная, рабочий кабинет-студия, роскошные спальни.

Впрочем, и в массовой версии А380 для азиатских авиалиний люксу нет границ. Так, в первом классе предусмотрены двуспальные кровати, а из персонального туалета будет открываться вид на бескрайние просторы воздушного океана.

Юрий ШПАКОВ