Время новостей
     N°17, 31 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.01.2002
Лишняя нефть -- это прекрасно
Правительство нашло новый способ пополнить бюджет
Правительство решило создать нефтяной резерв России. Этот шаг, по мнению чиновников, поможет преодолеть кризис перепроизводства нефти в стране. В резерв может поступать лишняя нефть, изобилие которой привело к катастрофическому падению внутренних цен на «черное золото»: фактически компании вынуждены продавать ее ниже себестоимости.

«Правительство в течение месяца рассмотрит вопрос о формировании системы резервирования нефти, которая сможет помочь бороться с затовариванием внутреннего рынка нефти в условиях растущей добычи и экспортных ограничений», -- сказал вчера вице-премьер Виктор Христенко, отказавшись пояснить механизм управления этим резервом.

Опрошенные Reuters эксперты оптимистично полагают, что правительство пытается разработать программу увеличения емкостей нынешних хранилищ нефти, ведь их мощности сейчас не хватает для приема и хранения сырья, добыча которого растет каждый день. Однако если вспомнить последние попытки Минэнерго установить максимально возможный в условиях рыночной экономики контроль над экспортом нефти, последняя инициатива правительства выглядит скорее как попытка заработать деньги на проблемах частных компаний. Действительно, что мешает правительству закупить дешевую нефть у частных компаний на внутреннем рынке в так называемый резерв, а потом выгодно продать ее за рубеж?

Подобный резерв есть в США. Однако создан он потому, что эта страна импортирует более половины потребляемой нефти и экономически, а значит и политически, зависит от экспортеров нефти, в первую очередь от стран ОПЕК. У России другая проблема -- нефти хоть отбавляй. В этой ситуации накопление резервов выглядит бессмысленным -- зачем хранить нефть в резервуарах, тратить значительные деньги на добычу, если ее можно просто оставить в земле?

Между тем техника зарабатывания денег на разнице внутренних и мировых цен на нефть в России была прекрасно отработана в 90-е годы в рамках так называемых госпрограмм. За счет специально выделенных квот на экспорт нефти финансировались программы по восстановлению народных промыслов, строительству новых самолетов, ледовых дворцов, поддержке российской радиолокационной станции на Кубе.

Такие схемы позволяли всем участникам погреть руки, что вызывало неоднократную критику как в прессе, так и в компетентных органах. Сейчас экспорт нефти по госпрограммам запрещен. Но что мешает восстановить эту практику в новой форме -- в виде нефтяного резерва, доходы которого могут поступать прямо в бюджет?

Нынешний министр энергетики Игорь Юсуфов, наверное, лучше всех в стране разбирается в том, как надо управлять подобной структурой, ведь он несколько лет руководил «Росрезервом» -- учреждением, хранящим запасы всего необходимого на случай войны, в том числе нефтепродуктов. Торговые операции «Росрезерва» -- тайна за семью печатями, но они, без сомнения, весьма велики, так как запасы имеют обыкновение стареть и их постоянно надо обновлять, в том числе и за счет экспортно-импортных операций.

Единственным препятствием на пути прибыльной деятельности нефтяного резерва России является законодательный запрет на экспорт нефти компаниями, не имеющими собственной добычи. Этот запрет был пролоббирован нефтяниками, страдавшими от того, что трейдеры по госпрограммам вытесняли их из экспортной трубы. В случае реализации идеи нефтяного резерва нефтяные компании с экспортных направлений будут вытеснять уже не отдельные трейдеры, а само государство, которое, видимо, сможет обеспечить легальность своих действий и выбрать самые выгодные маршруты экспорта.

Олег ЧЕРНИЦКИЙ