Время новостей
     N°16, 30 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.01.2002
Продадим все!
Рунет становится крупнейшим гипермаркетом страны
Пользователи российского сегмента сети Интернет все активнее пробуют себя в роли электронных покупателей. Причем объясняется это не только данью моде и стремлением копировать привычки европейского или американского среднего класса. Рунет все чаще позиционируется как самый крупный в стране гипермаркет -- магазин, в котором есть абсолютно все. И к тому же долгие хождения по разбросанным по городу торговым точкам можно заменить получасовым поиском нужного товара в Сети. Кроме того, в Интернете покупателей привлекает возможность выбора: можно не просто найти нужный вариант, но и наиболее выгодный. Можно сравнить цены. Можно почитать отзывы тех, кто уже сделал такую покупку. А в заранее оговоренное время в дверь квартиры или офиса постучится курьер.

По данным компаний, занимающихся мониторингом Интернета, в Москве и Санкт-Петербурге уже появилась небольшая прослойка людей, которые регулярно совершают покупки в Сети. В 2000 году к услугами интернет-магазинов прибегло 8,8% российских пользователей. Итоги 2001-го еще не подведены, однако аналитики считают, что количество таких людей намного возросло. Причем, начав с книжек и видеокассет, покупатели заказывают более солидные вещи: например, фотоаппараты, стиральные машины. Но большинство покупок в Рунете, как, впрочем, и во всем мире, приходится на товары не дороже 25 долларов. Хотя в Сети уже давно можно найти и заказать строевой лес, мебель, оружие. В последнее время очень популярной стала электронная покупка лекарств, что, кстати, не совсем законно. По данным компании «Интергрупп», значительная доля мобильных телефонов в столице уже покупается в электронных магазинах. В основном оплата за покупки происходит наличными при доставке, однако никаких сложностей в оплате кредитными картами в России нет -- за исключением недостатка самих карт у населения.

Помимо возросшего числа клиентов интернет-магазинов специалисты отмечают, что в 2001 году изменились и сами магазины. Раньше продавцу достаточно было сделать свой сайт (при наличии технических навыков на это уходит два-три дня) и потом лично развозить товар, хранящийся прямо в собственной квартире. «Сейчас требования потребителей изменились, -- говорит Андрей Матвеев, руководитель отдела новых проектов компании «Интергрупп». -- Они не хотят сталкиваться с проблемами, которые очень часто возникают с онлайновыми магазинами: долго созваниваться, слать подтверждения, ждать, когда в магазин поступит товар, потом ждать курьера. Тот, кто ведет торговлю через Интернет, должен делать это быстрее, дешевле и качественнее, чем в обычном офлайновом магазине. Прежние магазины делались программистами. Открыть торговую точку в Сети не составляет никакого труда, но даже в электронном виде магазин должен оставаться магазином. Вы должны правильно относиться к покупателю и гарантировать наличие и качество товара. Если вы улыбнулись ему и сказали правильные слова, он что-то у вас обязательно купит». Сейчас, по словам г-на Матвеева, на электронный рынок выходят профессионалы не программирования, а именно торговли. Опыт показал, что электронные магазины -- это только небольшая надстройка над тем, что обязательно нужно делать в офлайне: склады, логистика, доставка, отношение к клиенту. Поэтому неудивительно, что наиболее перспективными и прибыльными постепенно становятся интернет-отделы крупнейших торговых компаний и просто крупных магазинов.

Как отмечает Андрей Матвеев, весьма удачным для бизнеса решением является создание электронной «витрины» обычного магазина. Поскольку те, кто пока не решается совершать в Интернете покупки, с удовольствием используют Сеть для поиска нужного товара. И 2001 году 20% покупателей импортных автомобилей нашли и предварительно выбрали машины именно с помощью Интернета.

Ирина БЕЛАШЕВА