Время новостей
     N°16, 30 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.01.2002
Кто не работает, тот не ест
Каха Бендукидзе претворяет в жизнь принципы социализма
Кошмар из жизни западного пролетариата, которым в застойные годы регулярно пугали советских людей, -- массовые увольнения на модернизированных предприятиях -- теперь становится российской явью. Первой ласточкой можно считать Уральский завод тяжелого машиностроения («Уралмаш», Екатеринбург), входящий в состав компании «Объединенные машиностроительные заводы» Кахи Бендукидзе. В нынешнем году руководство предприятия планирует уволить около 20% рабочих, занятых в металлургическом производстве.

«Объединенные машиностроительные заводы» -- крупнейший российский производитель продукции тяжелого машиностроения, в том числе металлургического, горного и бурового, а также оборудования для атомных электростанций. В холдинг входят Уральский завод тяжелого машиностроения (Екатеринбург), Ижорские заводы (Санкт-Петербург), «Красное Сормово» (Нижний Новгород), UPET (Румыния) и ряд других предприятий. Объем продаж ОМЗ в 2001 году составил около 350 млн долл., увеличившись на 46% по сравнению с предыдущим годом.

О планируемых переменах на «Уралмаше» в своем ежедневном аналитическом бюллетене сообщила ИК «Ренессанс-Капитал». По данным инвесткомпании, работникам металлургического производства «Уралмаша» сокращен на треть рабочий день с соответствующим уменьшением зарплаты. В дальнейшем, как говорится в бюллетене, могут последовать сокращения персонала.

Информацию о непопулярных мерах на «Уралмаше» подтвердил вчера директор по информации и рекламе ОМЗ Андрей Онуфриев. По его словам, фактически рабочие металлургического производства, на котором занято 3300 человек, трудятся неполное рабочее время еще с прошлого года. Сейчас администрация «Уралмаша» готовит программу сокращения рабочих мест. По словам г-на Онуфриева, предполагается, что до конца года до 20% трудящихся металлургического производства могут остаться без работы.

Такие меры, как объясняет Андрей Онуфриев, обусловлены идущей полным ходом модернизацией металлургического производства «Уралмаша». В прошлом году предприятие приступило к масштабной программе, предусматривающей закрытие устаревшего и неэффективного мартеновского производства. На сегодняшний день две из трех мартеновских печей не эксплуатируются. Оставшаяся будет закрыта в течение нынешнего года. Вместо мартенов на «Уралмаше» планируют увеличить загрузку имеющихся электропечей. Кроме того, в прошлом году на предприятии была запущена установка внепечной обработки стали «печь-ковш».

«Вывод из эксплуатации мартенов позволит сократить себестоимость выплавки стали на 10%, а также обеспечит более экологически чистую работу предприятия», -- поясняет г-н Онуфриев. Правда, он затруднился оценить экономические последствия от сокращения количества занятых на «Уралмаше». Затрудняются подсчитать сокращение затрат ОМЗ в результате реализации данной меры и аналитики. Однако они в целом благосклонно оценили решимость холдинга сокращать, пусть и таким жестким путем, свои издержки.

Непопулярные шаги крупные российские компании начали предпринимать еще в прошлом году. Однако обосновывались они плохой конъюнктурой рынка. В частности, «Русский алюминий» объявил о сокращении на треть численности персонала московского офиса и о снижении зарплат на алюминиевых заводах, а «Норильский никель» в конце прошлого года заморозил выплату премиальных рабочим. Однако до сих пор крупные градообразующие предприятия предпочитали не производить массовых сокращений рабочих. «Наблюдавшиеся случаи, конечно, еще не тенденция. Но, может быть, это начало тренда, -- предполагает Андрей Беседин из «Ренессанс-Капитала». -- «Уралмаш» -- одно из ведущих предприятий в российском тяжелом машиностроении. Если его опыт окажется положительным, то остальные предприятия могут последовать его примеру».

Майя КВАСКОВА, Дмитрий СИМАКОВ