Время новостей
     N°138, 03 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.10.2000
Романтики запутались в Сети
Болезни домашнего Рунета
Еще год назад было ясно, что в развитии домашнего Интернета наступает переломный момент. И сегодня, когда миллионами долларов измеряются совместные обороты компаний, занимающихся созданием компьютерных сетей в домах и целых кварталах, грянувшие разборки не кажутся чем-то странным. Они повторяют сценарий телевизионных, алюминиевых или бензиновых сражений. Очевидно, что домашние сети, которых только в Москве насчитывается около полутора сотен, переживают «подростковый возраст» со всей присущей ему тяжестью -- ломкой голоса, первыми страстями и конфликтами с «родителями».

"Маски-шоу" в "Митино-Онлайн"

С начала года тянется конфликт между основателями первой и одной из крупнейших в Москве сетей «Митино-Онлайн» (МОЛ) и торговой фирмой «Юнекс-Евро» (ЮЕ). Волей-неволей в него втянута и предоставляющая доступ к Интернету провайдерская компания «ПТТ Телепорт-Москва».

В изложении агентства «Алгоритм» начало конфликта выглядело так. В марте ЮЕ захватила помещение компании «Амбер», владельцы которой как раз и создавали МОЛ. Потом, воспользовавшись оборудованием, ЮЕ попросту «продолжила деятельность». Генеральный директор «Амбера» Егор (сетевой псевдоним, настоящее имя Игорь Власов. -- Ред.) «обратился 22 марта за помощью в РУОП».

Обсуждение события в Интернете напоминало криминальные разборки. С взаимными обвинениями в воровстве оборудования и в обрыве кабелей. С угрозами и всяческим поношением.

На днях Игорь Власов сообщил газете «Время новостей», что история почти завершилась. По его словам, МОЛ стала работать через другого провайдера -- MacomNet. Из имевшихся в начале года 260 пользователей примерно две трети удалось снова переключить на себя, и «каждый день возвращаются до пяти пользователей». «Отношения с «Юнекс-Евро», -- по его словам, -- вступили в стадию переговоров, однако полгода потеряно». При этом, объясняя причины конфликта, директор сети подтвердил, что МОЛ представляет собой «лакомый кусок» с ежемесячным оборотом, измеряемым «тысячами долларов». Причиной же раздора, как он признался, послужил «юридический прокол» в документах.

С директором компании ЮЕ Василием Звонаревым связаться не удалось. По телефонам ЮЕ отвечали, что г-н Звонарев «в отъезде». К телефонам, указанным на «домашней странице» mitino.ptt.ru (оставшейся в обслуживании ЮЕ части сети), подходили случайные люди. А сам сайт представляет собой «доску объявлений», пестрящую сообщениями о постоянном «падении» серверов и извинениями за доставленные неудобства.

"Заячья избушка"

Как видим, в изложении основателя МОЛ Игоря Власова вся история выглядит сказкой про Лису, которая, втершись в доверие к Зайцу, заняла его домик. Документы же свидетельствуют, что на самом деле все значительно сложнее.

В распоряжении редакции имеются два договора. По первому (от 19 февраля 1997 года) -- провайдер «Телепорт-Москва» предоставлял компании «Амбер» в лице г-на Власова интернет-портал. Это означает, что создатели МОЛ получали доступ в Интернет, но не имели права перепродавать услугу. По второму (от 27 сентября прошлого года) -- ЮЕ становилась агентом «Телепорт-Москва», которая брала на себя обязанность предоставлять доступ в Интернет клиентам МОЛ.

Заместитель гендиректора «Телепорт-Москва» Александр Теппер поясняет, что, как и многие другие, МОЛ была «самодеятельной сетью, которая выросла из своих рамок и стала одной из крупнейших сетей в Москве со всеми плюсами и минусами». Среди плюсов г-н Теппер называет «полуродственные отношения между клиентами сети и романтизм». Среди минусов -- то, что «все было построено компанией «Амбер», не имевшей даже лицензии на предоставление услуг, делавшей сеть без проекта и фактически незаконно».

Когда критическая масса клиентов переросла начальный уровень, на сеть обратили внимание налоговая инспекция и Госсвязьнадзор, выявившие много нарушений. Начались неприятности, и чтобы их избежать, полагает г-н Теппер, создатели МОЛ обратились к одному из своих клиентов -- фирме ЮЕ, которую возглавлял Василий Звонарев. Игорь Власов стал техническим директором. ЮЕ оформила дилерские отношения с «Телепорт-Москва», разработала нормальный бизнес-план и проект сети. А потом между руководителями фирмы начался разлад, за которым и последовал продолжающийся до сих пор скандал, в котором, говорит Александр Теппер, «Телепорт-Москва» постаралась не поддерживать ни одной из сторон, а просто «выполняла договор, заключенный с «Юнекс-Евро».

«Приходи и володей нами...»

Общую канву развития событий подтвердил и бывший главный инженер и системный администратор МОЛ Феликс Амиров -- человек-легенда сообщества фанатов московских домашних сетей. Еще до конфликта г-н Амиров ушел из МОЛ и стал создавать собственную сеть в микрорайоне Дубки, однако связи с митинцами не утратил.

«У Егора (Игоря Власова. -- Ред.) были отношения со Звонаревым, от которых я его предостерегал, -- говорит г-н Амиров. -- Если не переходить к юридическим тонкостям, [Звонарев] забрал структуру, которую он реально не создавал, и стал ее использовать». Как видим, корни схватки лежат на поверхности.

О подобном развитии событий говорилось еще в прошлом году на посвященном домашним сетям заседании Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ). Главной угрозой признавалось отсутствие юридической и управленческой базы под создаваемыми на волне энтузиазма кустарными сетями. Чем обычно оборачивается призыв профессиональных менеджеров-варягов на княжение в романтический мир, еще раз показывает история первой московской домашней сети -- МОЛ. И очевидно, что это не последний конфликт.

Как говорилось на семинаре РОЦИТ, создание сетей идет "снизу вверх" -- от дилеров, монтирующих сети в домах, к провайдерам. Сегодня дилерские отношения постепенно обретают нормальную юридическую и техническую базу. Управленческое же взросление происходит гораздо болезненнее. Как и всякое избавление от иллюзий.

О развитии «домашних сетей» читайте в сегодняшнем специализированном приложении к газете "Время новостей» -- «Бизнес.Com».

Александр ЛЕВИНСКИЙ