Время новостей
     N°201, 01 ноября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.11.2007
Второй российско-украинский фронт
Вслед за газом новым раздражителем отношений стала нефть
Судя по жесткой реакции Кремля на события вокруг «Укртатнафты», конфликт по поводу Кременчугского НПЗ, которым владеет эта компания, вышел на межгосударственный уровень. При этом все более очевидно, что недавно предпринятая попытка силового захвата нефтеперерабатывающего предприятия непосредственно связана с итогами недавних выборов в украинскую Раду и предстоящим формированием кабинета министров Украины.

Крупнейший в стране НПЗ (в 2006 году он переработал 6,3 млн тонн сырья) был построен в 70-е годы в расчете на нефть месторождений Татарстана, которая доставляется по специально проложенному трубопроводу, и впоследствии стал едва ли не символом российско-украинского делового сотрудничества. Для его совместной эксплуатации была создана компания «Укртатнафта», главными акционерами которой являются сегодня «Татнефть» и государственный НАК «Нафтогаз Украины».

Хотя между акционерами за это время и возникали споры, в том числе судебные, никто, казалось, не ожидал, что события могут развиваться по тому сценарию, как это произошло 19 октября. Более 50 вооруженных людей, которых поначалу приняли за бойцов спецподразделения «Беркут» (они оказались сотрудниками днепропетровского ЧОПа «Бук»), ворвались на предприятие, подавили охрану, завладели печатью и документами и «восстановили» в должности отставленного три года назад председателя правления «Укртатнафты» Павла Овчаренко. И в Москве, и в Казани все это было расценено как силовой рейдерский захват, и на следующий день «Татнефть» прекратила поставки сырья в Кременчуг.

Никто, в том числе и на Украине, не сомневается, что захват произведен в интересах группы «Приват» миллиардера Игоря Коломойского. Его вотчиной считается Днепропетровская область, однако интересы «Привата» распространяются на разные регионы и отрасли. В частности, г-н Коломойский владеет сетью АЗС и двумя НПЗ на западе страны, в сумме перерабатывающими около 3 млн тонн нефти в год. При этом ранее, в мае, 18% акций «Укртатнафты» были списаны со счетов татарских совладельцев и переписаны на НАК «Нафтогаз Украины». Осуществила это компания-реестродержатель, также принадлежащая, как уверены эксперты рынка, «Привату». Однако до вооруженных захватов дело не доходило.

Учитывая тесные финансово-политические отношения Игоря Коломойского и лидера БЮТ Юлии Тимошенко, связь между итогами состоявшихся на Украине парламентских выборов, дающих Тимошенко шанс вернуться в кресло премьер-министра страны, и последовавшим за этим вооруженным захватом Кременчугского НПЗ является для всех секретом Полишинеля. Хотя на самой Украине МВД несколько дней назад даже возбудило уголовное дело по факту захвата «Укртатнафты» и задержало около 30 вооруженных людей, участвовавших в нем, очевидно, что в украинском руководстве явно нет единой позиции. Если вице-премьер Украины Николай Азаров оценил происшедшее как рейдерство, то другой вице-премьер, Иван Куцык (он же зампредседателя наблюдательного совета «Укртатнафты»), настроен совсем по-иному. Украинские наблюдатели объясняют нерешительность представителей власти ожиданиями того, что Юлия Тимошенко получит пост главы правительства. Так же объясняют они и тактику «Привата»: сохранить до ее прихода г-на Овчаренко в «Укртатнафте».

Между тем само предприятие, естественно, испытывает нарастающие проблемы с сырьем. По словам первого заместителя генерального директора «Татнефти» Наиля Маганова, завод перешел на переработку 7 тыс. тонн нефти в сутки по сравнению с 18 тыс. тонн, когда поставки осуществляла «Татнефть». По его словам, «Укртатнафта» из-за конфликта ежедневно теряет от 4 до 5 млн долл., а ежемесячные потери украинского бюджета (НДС и акцизы) составляют порядка 100 млн долл. Однако потери могут возрасти: по оценкам аналитиков рынка, при полной остановке НПЗ цены на бензин вырастут на 20--30%.

Можно предположить, что после озвученной жесткой реакции Кремля, выразившего надежду, что «в самые короткие сроки украинскими властями будут предприняты необходимые меры для восстановления законности и учета интересов российских акционеров», другие российские нефтяные компании вряд ли будут спешить заменять собственным сырьем прекратившиеся поставки «Татнефти» на Кременчугский НПЗ. Особых сомнений на этот счет и нет. Однако перспективы разрешения возникшего конфликта остаются туманными.

С возможным приходом Юлии Тимошенко на пост главы правительства ситуация может лишь обостриться. Тем более что с предыдущим ее пребыванием на этом посту уже был связан один бензиновый кризис на Украине. Но, с другой стороны, именно имеющийся опыт оставляет надежды, что украинские власти на этот раз предпочтут более осторожный и компромиссный вариант, сочтя, что «приплюсовывать» к уже имеющимся проблемам на газовом рынке еще и нефтяные -- это слишком.

Сергей МИХАЙЛЕНКО
//  читайте тему  //  Ситуация на Украине