Время новостей
     N°200, 31 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.10.2007
«Аэрофлоту» интересны все
Компания выбирает, кого бы купить в Европе
«Аэрофлот» намерен участвовать в приватизации чешской авиакомпании CZA (Czech Airlines) и пражского аэропорта Рузыне, заявил в понедельник вице-премьер -- руководитель аппарата правительства России Сергей Нарышкин на встрече членов кабинета с президентом Владимиром Путиным. Гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов вчера подтвердил интерес его компании к CZA. Он также сообщил, что Аэрофлот» продолжает анализировать целесообразность еще одной попытки «приобрести госпакет акций итальянской авиакомпании Alitalia. Впрочем, этими двумя названиями европейские амбиции «Аэрофлота» не ограничиваются. «Мы интересуемся всеми европейскими перевозчиками», -- приводит Интерфакс слова г-на Окулова. Приоритетной цели среди них российская авиакомпания еще не выбрала.

«В ближайшие три года мы планируем участвовать в приватизации аэропорта (Праги. -- Ред.) и Czech Airlines», -- заявил г-н Нарышкин, сообщает РИА Новости. В этом году чешское правительство поручило профильным ведомствам подготовить план приватизации обоих этих предприятий, пока на 100% принадлежащих государству. Для определения срока приватизации CZA правительство выдвинуло условие -- после того, как эта убыточная пока компания достигнет рентабельности. По прогнозам самой CZA, этой цели она добьется по итогам 2007 года. Первую половину 2007 года компания закончила с убытком в 175 млн чешских крон (9,2 млн долл.). Однако закончить год она намерена с чистой прибылью в 42 млн крон (2,1 млн долларов).

Парк воздушных судов CZA состоит из 28 лайнеров западного производства (Airbus, Boeing и ATR). Из Праги она выполняет регулярные и чартерные авиаперевозки пассажиров и грузов в 86 пунктов назначения в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Америке. Рыночная стоимость авиакомпании в 2005 году оценивалась в 5--6 млрд крон (260--300 млн долл.), а в 2006 году оценка была понижена до 3 млрд крон (150 млн долларов).

Об интересе «Аэрофлота» к CZA на прошлой неделе первым сообщило информагентство Thomson Financial News со ссылкой на анонимный источник. По его сведениям, впрочем, есть еще несколько претендентов на покупку чешской компании. Среди потенциальных конкурентов «Аэрофлота» фигурируют авиакомпании Air France--KLM, Korean Air, а также некие российские инвесторы. Менеджмент CZA опубликовал 23 октября заявление, что он не ведет переговоров с потенциальными покупателями (это, впрочем, не свидетельствует, что такие переговоры не идут с владельцем компании -- государством). В том же заявлении менеджеры пообещали уже 6 ноября обнародовать «позитивные» финансовые итоги компании.

CZA входит в тот же международный альянс авиакомпаний Sky Team, что и «Аэрофлот» (впрочем, и Air France--KLM, и Korean Air, и даже Alitalia тоже в нем состоят). Это упростит интеграцию CZA с «Аэрофлотом», если до нее, конечно, дойдет дело. Правда, обойти соперничающие авиакомпании «Аэрофлоту» это не поможет, так как в данном случае все они располагают тем же самым преимуществом.

CZA уже вторая государственная авиакомпания в странах бывшего социалистического блока, привлекшая внимание «Аэрофлота». В июне министерство капитальных инвестиций Сербии, сербская авиакомпания JAT и «Аэрофлот» подписали меморандум о создании российско-сербской комиссии для анализа возможных направлений и условий участия «Аэрофлота» в приватизации JAT, которая сейчас полностью находится в государственной собственности. Правда, сами по себе условия приватизации сербской авиакомпании правительством страны еще не установлены. То есть по объективным причинам на этом направлении «Аэрофлот» пока продвинулся не дальше, чем на чешском.

В апреле 2007 года «Аэрофлот» вошел в число финалистов конкурса по приватизации итальянской авиакомпании Alitalia (по условиям этого тендера победитель должен был купить не менее 39,9% акций). Однако в июне российская компания вышла из числа претендентов, так и не представив итальянскому правительству финальную конкурсную заявку. Официально «Аэрофлот» объяснял, что итальянское правительство не дало ему всей необходимой информации об Alitalia. Существует также версия, что россиян отпугнули высокие ожидания итальянских чиновников насчет цены госпакета и социальных обязательств, которые должен был взять на себя будущий победитель конкурса. Победителя у конкурса не было, все остальные претенденты поступили так же, как «Аэрофлот», а итальянцам пришлось запускать процесс продажи Alitalia еще раз.

В начале октября они пригласили «Аэрофлот» вернуться к переговорам. Вчера г-н Окулов сообщил журналистам: «К середине ноября Alitalia должна определить партнера. Мы примем решение по участию в приватизации до 10 ноября».

Михаил КУКУШКИН