Время новостей
     N°197, 26 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.10.2007
Пока до ВТО далеко
Минэкономразвития думает позвать в Россию еще несколько автопроизводителей
Правительство собирается продлить срок приема заявок от зарубежных производителей автомобилей и автокомпонентов, желающих создать в России производства на льготных условиях промсборки. Такая возможность обсуждается в Минэкономразвития, говорит чиновник этого ведомства. Как известно, в середине сентября МЭРТ, Минфин и Минпромэнерго подписали трехсторонний приказ о том, что прекращают с 15 сентября заключать соглашения о промсборке иностранных автомобилей. Это объяснялось тем, что Россия собирается вступать в ВТО и готова уже сейчас соответствовать нормам этой организации. Продлить срок приема заявок на промсборку необходимо, поскольку, как говорит представитель МЭРТ, еще несколько иностранных компаний никак не могут принять окончательное решение о начале работы в России. В министерстве уточняют, что, возможно, последние соглашения о промсборке могут подписать корейская Hyundai, японская Mitsubishi и китайская Great Wall.

Весной 2005 года был введен режим промсборки для производителей автомобилей, а в конце 2006-го -- для поставщиков автокомпонентов, желающих создавать свои заводы в России. По условиям заключаемых с компаниями соглашений правительство обнулило или снизило импортные пошлины на комплектующие. Но только для тех компаний, которые обязуются создать производство полного цикла с цехами сборки, сварки и окраски кузова, а также закупать до 30% комплектующих (так называемый уровень локализации) у российских поставщиков. При этом неважно, кому эти поставщики принадлежат, главное, чтобы они платили налоги в бюджет РФ и на них трудились российские рабочие. Льготный режим действует семь лет для предприятий, уже работающих в России (это Ford, «Северсталь-авто» и «GM-АвтоВАЗ») и восемь -- для создаваемых заводов Volkswagen, General Motors, Nissan, Toyota, Suzuki, Peugeot-Citroen и альянса Ижевского автозавода и KIA.

Между тем предоставление таможенных льгот, как и любых других преференций, противоречит принципам Всемирной торговой организации. Поэтому чуть больше месяца назад МЭРТ, Минфин и Минпромэнерго и подписали приказ об окончании приема заявок на режим промсборки. Рассмотрение аналогичных деклараций от поставщиков компонентов планировалось прекратить в конце октября. Правительство готово было сделать исключение лишь для тех автопроизводителей, которые до 15 сентября направили в МЭРТ меморандумы о намерениях -- это General Motors, а также альянсы «Северстали-авто» с японской Isuzu и итальянской FIAT Linia с корейской SsangYong.

Как утверждает один из чиновников МЭРТ, несколько иностранных автопроизводителей слишком долго думали. А так как правительству очень хотелось бы заполучить еще несколько новых заводов, сейчас чиновники думают о том, чтобы отодвинуть срок прекращения сбора заявок. Правда, речь идет лишь о нескольких неделях, оставшихся до нового года. Возможно, чуть более продолжительным будет продление срока приема документов от производителей автокомпонентов.

Автозаводы в России хотят построить еще примерно семь иностранных компаний, но чиновник МЭРТ считает реальными лишь четыре-пять заявок, в том числе от Hyundai, Mitsubishi и Great Wall. Никого из них не пугают выдвинутые российскими властями условия по локализации и объему производства не менее 50 тыс. автомобилей в год. Но у каждой из компаний есть проблемы, тормозящие принятие решения. Так, концерн Mitsubishi, который вслед за своими конкурентами -- Nissan, Toyota и Suzuki -- также хочет завоевать долю на российском рынке, потрясают финансовые проблемы. Hyundai, как говорит чиновник МЭРТ, никак не может определиться, строить предприятие в чистом поле или развивать альянс с Таганрогским заводом. «К китайским производителям у нас есть ряд вопросов, связанных с качеством автомобилей и материалов», -- говорит сотрудник МЭРТ. По его мнению, именно из-за этих претензий строительство заводов компаний из КНР в России маловероятно. «Разве что Great Wall имеет шансы», -- резюмирует он. В свою очередь китайцы, стремящиеся насытить рынок дешевыми автомобилями, хотят получить еще большие преференции, чем их конкуренты из других стран, что вызывает торг между сторонами. Правда, на рынке говорят, что у фирм КНР мало шансов не из-за качества, которое в любом случае не ниже, чем у продукции «АвтоВАЗа», а именно из-за того, что цена китайских автомобилей российской сборки сделает «Жигули» неконкурентоспособными.

Иван ГОРДЕЕВ
//  читайте тему  //  Автопром