Время новостей
     N°197, 26 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.10.2007
Главные потери -- впереди
В ХХI веке русские усадьбы ждут новые испытания
В РНИИ природного и культурного наследия прошла двухдневная конференция «Русская усадьба. Век XXI», собравшая исследователей со всей центральной России. Организатор -- созданное в 1922-м и воссозданное в 1992 году Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ), нынче отмечающее свое 85-летие.

Доложенные на конференции десятки исследований поражают многообразием тем и ракурсов осмысления усадебного мира, дотошностью архивных изысканий и вместе с тем множеством печальных фактов небрежения наследием. Вот темы некоторых докладов: «Сад помещика средней руки», «Современное состояние городских усадеб Ельца, связанных с жизнью и творчеством Ивана Бунина», «Неизвестные постройки Львова и его круга в провинции», «Лесное и сельское хозяйство в имении «Выбити» князей Васильчиковых», «Калужские усадьбы. Хроника вандализма».

Хотя сегодня музейщики и краеведы в разных краях России работают весьма активно, никто доподлинно не знает, сколько усадеб было в России перед революцией и сколько из них сохранилось. Некоторые ориентиры дает проводившаяся в течение восьми лет поисковая и научно-исследовательская работа, выполненная в Московской, Калужской и Смоленской областях некоммерческим партнерством «Русская усадьба». По свидетельству руководителя партнерства Веры Стерлиной, в Московской области выявлено 690 сохранившихся усадеб, в Калужской -- 210, в Смоленской -- 250. «За последние несколько лет явно наметилась позитивная тенденция, некоторые погибающие усадьбы нашли новых хозяев. Активно восстанавливаются три усадьбы в Московской области, семь -- в Калужской, три -- в Тверской области. При всем множестве неблагополучных усадеб количество ансамблей, которые могут представлять интерес для восстановления как историческая недвижимость, не превышает пяти-семи объектов в каждой из обследованных областей. Это связано не только и не столько с утратой главного дома. Часто нарушается целостность ансамбля, пропадает «гармония места», а с ней и перспективы его восстановления», -- отметила Стерлина.

На фоне общего неблагополучия особо радуют исключения. О своей десятилетней работе по восстановлению родовой усадьбы «Щапово» под Подольском рассказал доктор исторических наук, член-корреспондент РАН Ярослав Щапов. На собственные средства Щаповы восстановили дом управляющего начала XX века, затем за счет муниципальных и привлеченных средств -- здание сельскохозяйственной школы, комплекс гидротехнических сооружений XVIII века. В школе создан достойный музей с концертным залом, ставший настоящим культурным центром. Не менее длительным, но печальным опытом поделилась архитектор из Курска Елена Холодова, которая много лет занимается обмерами и фотофиксацией разрушающихся памятников, публикует материалы о курских усадьбах, однако пока не находит поддержки по их возрождению.

Считается, что в наилучшем состоянии находятся усадьбы, расположенные в городах и близ больших магистралей. Но и это не совсем так. Преподаватель из Москвы Наталия Магер напомнила о расположенном в самом центре столицы, на Яузе, дворце графа Разумовского, занятом влиятельным арендатором -- Академией художеств. Уникальный памятник, серьезно пострадавший от пожара, так и не был восстановлен. Даже в Ярославле, одном из «образцовых» городов Золотого кольца, хиреют на глазах усадьбы XVIII--XIX века, принадлежавшие знаменитым купеческим фамилиям. Ибо, как с горечью заметил Вячеслав Летин: «Однажды сложилось мнение, что это «рядовая», «провинциальная» архитектура, которая на фоне древних памятников особой ценности не представляет».

Чего же ждать в будущем? «Усадьбы в качестве памятников не интересуют спонсоров. Другое дело -- приспособление под определенные программы. К этому интерес есть, но в процессе приспособления какими-то элементами усадебных ансамблей неизбежно придется пожертвовать», -- утверждает Лариса Рассказова (Объединение государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области). Вера Стерлина считает восстановление и сохранение провинциальных усадеб за счет частных средств самым перспективным направлением: «Этот путь целесообразнее экономически и позволяет на более высоком профессиональном уровне вести восстановительные работы».

Высказывались мнения в пользу консервации памятников до того момента, пока им не будет найдено новое применение. Однако консервация -- прерогатива государства, которое пока бездействует. Директор РНИИ природного и культурного наследия Юрий Веденин считает целесообразным расширение территорий национальных парков и заповедников, развитие внутреннего туризма. Будущее усадеб каждый видит по-своему, но есть и общее мнение, ясно выраженное Еленой Холодовой: «Те потери, что случились в последние годы, еще не главные. Скорее всего мы еще очень многое потеряем».

Александра ТОЛСТИХИНА