Время новостей
     N°194, 23 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.10.2007
Италия заставила «Аэрофлот» задуматься
Российская авиакомпания притормозила объединительные проекты
Обширные планы поглощения авиакомпаний за рубежом и в России, которые строил на этот год «Аэрофлот», сталкиваются с разнообразными трудностями. Они заставляют крупнейшего авиаперевозчика страны проявлять сдержанность, публично комментируя свои будущие шаги в этом направлении. Вчера заместитель генерального директора по финансам и планированию компании Михаил Полубояринов пообещал, что «Аэрофлот» «через одну-две недели» решит, принимать или нет приглашение к новому раунду переговоров о приватизации государственного пакета акций итальянской авиакомпании Alitalia. Учитывая, что с 8 октября, когда итальянское правительство направило это приглашение «Аэрофлоту» и еще пяти потенциальным покупателям, уже прошло две недели, в течение которых представители «Аэрофлота» имели рабочие контакты с итальянцами, очевидно, что российская авиакомпания очень серьезно анализирует целесообразность продолжения этого процесса.

А насчет рынка внутренних российских авиаперевозок г-н Полубояринов объявил, что план создания дальневосточной дочерней компании «Аэрофлота» будет осуществлен позже, чем ожидалось, и не в полном объеме.

Осторожность «Аэрофлота» в отношении Alitalia вполне оправданна. С апреля этого года «Аэрофлот» принимал участие в нескольких отборочных этапах конкурса по продаже 49,9-процентного государственного пакета акций итальянской авиакомпании.

Однако в июне российская компания вышла из числа претендентов, так и не представив итальянскому правительству финальной конкурсной заявки (см. «Время новостей» от 28 июня). «Мы с сожалением пошли на этот шаг (выход из конкурса. -- Ред.)», -- заявлял тогда нашей газете замгендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. По его словам, он был в основном продиктован двумя причинами: во-первых, организаторы конкурса не предоставили российской авиакомпании исчерпывающей информации о состоянии дел Alitalia, а во-вторых, условия и требования, сопровождающие процесс приватизации, серьезно ограничивают возможности оздоровления Alitalia.

Г-н Кошляков утверждал, что цена вопроса как таковая не была для «Аэрофлота» непреодолимым препятствием. Хотя итальянские чиновники в предварительном порядке заявляли, что победитель конкурса должен будет заплатить государству и кредиторам Alitalia порядка 3 млрд долл., «Аэрофлот» тогда был уверен, что денег бы у него хватило.

Впрочем, сейчас, по словам г-на Полубояринова, «Аэрофлот» готов привлечь на приобретение пакета акций Alitalia не более 1 млрд евро. Новая возможность поторговаться с итальянцами у российской авиакомпании появилась после того, как приватизационный конкурс покинули все его участники, и правительство Италии объявило его несостоявшимся. В начале октября оно направило приглашение вернуться к переговорам без конкурса, «один на один» шести фирмам: «Аэрофлоту», немецкой Lufthansa, франко-голландской Air France-KLM, американскому инвестиционному фонду TPG Inc. и двум компаниям с Апеннинского полуострова -- AP Holding, представляющему интересы второй по масштабам авиакомпании страны Air One, и консорциуму Cordata Baldassarre.

Впрочем, вопрос о том, за сколько итальянские власти готовы продать национального авиаперевозчика, остается открытым. Сохраняются и некоторые другие обстоятельства, предопределившие провал приватизационного конкурса в июне. Сильные и активные профсоюзы Alitalia вчера напомнили об одном из них, парализовав аэропорт Милана однодневной забастовкой наземного персонала. Регулярные забастовки в прошлом стали одной из причин нынешнего незавидного финансового состояния Alitalia.

Что касается экспансии "Аэрофлота" в России, то здесь ей препятствует не столько рабочее движение, сколько борьба собственнических интересов вокруг намеченных им для приобретения авиапредприятий, в том числе и государственных. В прошлом году «Аэрофлот» «пробивал» через правительство России идею создания своей дочерней авиакомпании на Дальнем Востоке путем передачи ему действующих там государственных авиапредприятий «Дальавиа», «Сахалинские авиатрассы», «Владивостокавиа». Предполагалось, что как минимум первые две компании войдут в состав «Аэрофлота» в этом году.

Вчера г-н Полубояринов заявил журналистам: «Дай бог присоединить («Дальавиа». -- Ред.) к летнему сезону (2008 года. -- Ред.)». Более вероятно, по его мнению, что это произойдет во второй половине 2008 года. Он сообщил, что в ходе разделения "Дальавиа" на авиакомпанию и аэропорт Хабаровска (где компания базируется) возник ряд трудностей. В частности, претензии к схеме раздела есть у местной прокуратуры. Что касается сахалинской и владивостокской авиакомпаний, о сроках их присоединения «Аэрофлот» предпочитает больше не говорить.

Михаил КУКУШКИН