Время новостей
     N°193, 22 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.10.2007
Династический класс
Школа имени Капцовых всегда поддерживала репутацию "интеллигентской"
Постсоветская чехарда со сменой цифр в названиях средних школ не смогла разрушить образовательные традиции, накапливавшиеся десятилетиями. Лучшие школы в Москве были известны отнюдь не по номерам, и это еще раз подтвердил отмечавшийся в минувшие выходные юбилей гимназии №1520, которую даже в советские времена все знали по имени ее основателей как школу Капцовых. Основанная в конце XIX века купцом и потомственным почетным гражданином Москвы Александром Капцовым, эта школа стала ступенькой в жизнь для многих известных всей России деятелей культуры. И дала Москве не одного почетного гражданина.

Юбилей гимназии отмечали в Театре имени Маяковского 19 октября, подчеркивая историческое и духовное родство школы с воспетым Александром Пушкиным Царскосельским лицеем, открывшимся в 1811 году и заложившим основы традиции воспитания русской интеллигенции. Нынешняя гимназия в Леонтьевском переулке выросла из начального училища для мальчиков, к которому потом присоединили и корпуса для обучения барышень. И репутацию «интеллигентской» хранила и поддерживала независимо от того, какой номер ей присваивался бюрократами от образования. Сегодня в гимназии гордятся не только именитыми выпускниками, среди которых, например, актрисы Юлия Рутберг и Наталья Селезнева, композитор Максим Дунаевский, но и целыми династиями, получавшими здесь свое образование.

«В этой школе мы всегда растили интеллектуалов с активной гражданской позицией. Страна за последнее время практически лишалась интеллигенции, и я считаю, что в таких гимназиях, как наша, она и возрождается», -- сказал «Времени новостей» выпускник школы Капцовых и народный учитель СССР Леонид Мильграм, отдавший образованию более 60 лет. В прошлом году гимназия №1520 была лидером в рейтинге средних учебных заведений России.

Недавние выпускники гимназии учатся сейчас в ведущих вузах столицы и отмечают, что в высшей школе, особенно при изучении гуманитарных дисциплин, им не хватает особого подхода со стороны педагогов, отступающих от дидактических истин и позволяющих ученикам самостоятельно делать выводы о тех или иных фактах. «Надо выходить за рамки учебников: не повторять уже сказанное, а говорить что-то новое. Между мной и моими учениками партнерские отношения. И еще: не могут уроки идти совсем без юмора», -- попыталась объяснить свою популярность у школьников и выпускников учитель истории 1520-й гимназии Татьяна Черкашина.

«Построить школу трудно. Над этим трудилось множество людей много лет. Всем им надо сказать огромное спасибо, -- отметила нынешний директор гимназии Ольга Овсейчик, принимавшая у входа в Театр Маяковского цветы от бывших учеников со скоростью три букета в минуту. -- Приятно, что наш праздник собрал разные поколения москвичей: высокое качество образования привлекает целые династии».

Династии в понимании педагогов из школы Капцовых -- это семьи, в которых представители сразу нескольких поколений получали здесь аттестаты о среднем образовании. Например, у четвероклассника Степана Николаева, по его собственным словам, и выбора-то особого не было -- в гимназии учились его мама и старший брат. Не было выбора и у Константина Капцова -- потомка основателя гимназии. «Учиться мне было особенно трудно, ведь лежала такая ответственность за фамилию. Вдобавок, еще меня недолюбливали и некоторые учителя, -- говорит первокурсник Капцов. -- Но я горжусь своими родственниками и тем, что они сделали, поэтому марку своей семьи старался держать».

Василий ТИМИРЯЗЕВ