Время новостей
     N°192, 19 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.10.2007
Пока выступал президент
Дума окончательно узаконила платные автодороги и олимпийскую госкорпорацию
Пленарное заседание Госдумы в четверг не прерывалось в связи с прямой линией президента Владимира Путина и оказалось практически полностью посвящено экономическим законопроектам. Депутаты приняли закон об олимпийской корпорации, поработали над «дорожным» вопросом, запретили банкам в одностороннем порядке изменять условия по вкладам и ужесточили экспортный контроль.

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о госкорпорации "Олимпстрой", которая станет госзаказчиком на все работы по проектированию, строительству и реконструкции спортивных и инфраструктурных олимпийских объектов, а затем займется их эксплуатацией. На корпорацию "Олимпстрой" возлагаются обязанности по резервированию земли и отбору компаний для оценки земельных участков и домов, изымаемых государством. Это уже четвертая по счету госкорпорация в стране, но "Олимпстрой" в отличие от других госкорпораций будет располагаться не в столице, а непосредственно в Сочи. "Олимпстрой" должен начать работу с января 2008 года. Финансовая деятельность корпорации будет напрямую подотчетна президенту.

Вчера же депутаты приняли сразу два транспортных закона. Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, принятый в третьем чтении, в частности, устанавливает порядок эксплуатации автодорог на платной основе. Использование платных дорог допускается лишь в случае нового строительства или реконструкции существующих дорог. А в границах населенных пунктов платными могут стать исключительно новые трассы. Право бесплатного проезда по платным автострадам будет у автомобилей скорой помощи, пожарных, аварийно-спасательных служб, милиции и почты.

Другой транспортный закон касается не автомобилистов, а пассажиров общественного транспорта. Дума приняла устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта. Устав определяет права и обязанности перевозчиков и пассажиров, а также по-новому регулирует их взаимоотношения. Отдельный раздел устава посвящен порядку предъявления претензий и исков пассажиров. Перед принятием закона депутаты вернули его к процедуре второго чтения и приняли поправку, согласно которой пассажир имеет право перевозить бесплатно в городском и пригородном транспорте детей в возрасте не старше семи лет. При этом если сейчас провозить на таких условиях можно только одного ребенка, то по новым правилам детей может быть сколько угодно.

По словам руководителя комитета Госдумы по энергетике Валерия Язева, это соответствует той демографической политике, которую сейчас проводит наше государство. Остается действительным право перевозки без предоставления отдельного места для сидения одного ребенка до пяти лет в поездах и электричках междугородного сообщения. Если же перевозка детей без предоставления отдельных мест по каким-то причинам запрещена, взамен предоставляется право проезда двух детей до 12 лет с 50-процентной оплатой сидячих мест.

Позаботились депутаты и о вкладчиках банков. В третьем чтении Госдума приняла поправки, запрещающие банкам изменять процентные ставки в одностороннем порядке. Согласно действующему законодательству банк не вправе в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам и депозитам за исключением случаев, предусмотренных законом или договором с клиентом. Таким образом, изменение процентной ставки банком в одностороннем порядке допускается. Однако согласно Гражданскому кодексу банк не может в одностороннем порядке уменьшить размер процентов, определенный договором банковского вклада. Принятые поправки исключают данное противоречие, запрещая кредитным организациям в одностороннем порядке изменять, в том числе и уменьшать, определенные договором процентные ставки по срочным вкладам и сроки их действия.

Во втором чтении депутаты приняли поправки в закон об экспортном контроле в части совершенствования контроля в целях противодействия международному терроризму. Изменения распространяют действие закона на внешнеэкономические операции с научно-технической продукцией, которые, по мнению депутатов, представляют собой особую опасность с точки зрения террористической угрозы. На основании списков, утверждаемых президентом, правительство получит право определять номенклатуру контролируемых товаров и технологий, ввоз которых на таможенную территорию России будет лицензироваться.

Ирина СКЛЯРОВА