Время новостей
     N°14, 28 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.01.2002
Прямая и явная демократия
Полномочия президенту Узбекистана продлит сам народ
Вчера в Узбекистане прошел референдум, на котором 13 миллионам граждан, имеющих право голоса, было предложено ответить на два вопроса: согласны ли они на введение в стране двухпалатного парламента (профессионального) и на увеличение срока президентства с 5 до 7 лет. Решение о плебисците парламент (олий мажлис) принял в конце декабря во имя «повышения эффективности законотворчества». В положительном результате волеизъявления, разумеется, никто не сомневается.

Увеличение на два года президентского мандата, объяснял журналистам ректор Ташкентского юридического института профессор Рустамбеков, вызвано тем, что «в наш быстротечный век пять лет -- слишком малый срок, чтобы президент успел претворить в жизнь поставленные перед ним задачи». Кроме того, проведение выборов каждые пять лет «приводит не только к излишней политизации и нестабильности в обществе, но порой и к излишним тратам времени и средств». С тем, что референдум необходим для продления срока деятельности нынешнего главы государства Ислама Каримова, председатель ЦИК Узбекистана Абдурафик Ахатов категорически не согласен. «Сейчас мы решаем вопрос о президентстве в принципе, -- воскликнул он в ответ на назойливые вопросы журналистов, сможет ли г-н Каримов воспользоваться положением о семи годах. -- Это его право, захочет он или нет». Поскольку сомнений в том, что нынешний президент «захочет», не возникает, кто-то позволил себе поинтересоваться, не нарушит ли он конституцию, которая не позволяет избираться на третий срок. Напомним, что в первый раз г-н Каримов был избран президентом в 1991 году, в 1995-м его полномочия продлили на 5 лет референдумом, и второй раз он был избран в 2000 году. Законов президент, конечно, не нарушит. Ведь если избиратели скажут «да» на референдуме, который является, как заверил нас глава ЦИК, высшей формой демократии, то новому парламенту все равно придется вносить изменения в конституцию. Так что к 2005 году, когда пройдут очередные выборы, ряд положений основного закона могут измениться.

Вашего корреспондента заинтересовала процедура голосования на референдуме. «Нужно ли будет ставить галочки в бюллетене в обоих случаях -- и когда избиратель отвечает «да», и когда -- «нет»? Ответ руководителя ЦИК был вполне исчерпывающим: если «да», то достаточно взять чистый бюллетень и, не марая его, опустить прямо в урну. А если «нет», то придется взять ручку и не просто поставить галочку в соответствующем месте, а перечеркнуть весь вопрос. «Избиратель может для этого зайти в кабину, у нас же голосование тайное», -- подчеркнул г-н Ахатов.

Не приведет ли такая процедура к фальсификациям, ведь в урну можно доложить нужное количество чистых бюллетеней? Это г-н Ахатов отверг с негодованием. А захотят ли избиратели обращать на себя внимание тем, что возьмут ручку, ведь она нужна, если только они против «совершенствования государственной власти»? Впрочем, по личным наблюдениям вашего корреспондента, брать ручки и уединяться в кабинах люди не боялись.

На референдум в Узбекистан прибыли многочисленные зарубежные наблюдатели. Из России -- депутат Думы Елена Мизулина, политологи Андраник Мигранян и Евгений Кожокин, представители российского ЦИК. Только США и ОБСЕ отказались от официального наблюдения за референдумом, сомневаясь в честном и демократическом его проведении. Отповедь маловерам дал вчера на избирательном участке сам президент Каримов: «Мы только находимся в процессе перехода от одной системы к другой -- от тоталитарной к командно-административной и потом к демократической. Никто не может сказать, когда этот процесс завершится, и вообще -- завершится ли он».

Аркадий ДУБНОВ, Ташкент