Время новостей
     N°191, 18 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.10.2007
За длинным рублем
МДМ-банк меняет стратегию в пользу малого бизнеса
МДМ-банк намерен каждые три года удваивать свою стоимость, заявил вчера глава кредитной организации Мишель Перирен. Последняя сделка по покупке акций МДМ-банка -- размещение 5% акций в пользу IFC в сентябре этого года -- оценивает банк в 3,7 млрд долл. Для того чтобы успешно развивать бизнес, банк намерен немного изменить стратегию, в частности активнее кредитовать малые предприятия. Участники рынка называют эти планы очень оптимистичными.

Как пояснил «Времени новостей» финансовый директор банка Андрей Ильин, повышать свою стоимость МДМ планирует за счет роста устойчивой доходности бизнеса. Стратегическим направлением станет малый бизнес. Сейчас доля корпоративных клиентов в общем кредитном портфеле составляет 6,5 млрд долл., доля малого бизнеса -- 300 млн долл., розничного бизнеса -- 1,4 млрд долл. «Из 6,5 млрд долл. на крупные компании приходится 40%. Через пять лет эту долю планируется свести к 20--25%», -- отмечает г-н Ильин. Все это время банк также планирует наиболее активно работать в сегменте малого бизнеса (компании с оборотом менее 12 млн долл. в год). «Малый бизнес растет в пять раз быстрее ВВП. По рентабельности это направление более доходно, чем потребительское кредитование, -- говорит г-н Ильин. -- - Делая акцент на этом сегменте, мы планируем поднять устойчивую доходность на капитал до 30%». В прошлом году этот показатель по МСФО составил 16%, в первом полугодии нынешнего -- 19% годовых. «Безусловно, наши планы очень амбициозны, но при этом вполне реальны», -- отмечает г-н Ильин.

Новая бизнес-стратегия банка предусматривает также объединение двух направлений -- корпоративного финансирования и инвестиционно-банковского. «Наш принцип -- расти вместе с клиентом. Планируем помогать малым предприятиям достичь такого уровня и размера, при котором им потребуются наши инвестиционно-банковские услуги, -- говорит г-н Ильин. -- В сегменте крупных компаний также будем продолжать работать, стремясь при этом финансировать их не через свой баланс, а с использованием инструментов рынка капитала».

Как отмечает начальник управления продаж департамента малого и среднего бизнеса Русского банка развития Алексей Доманов, планы МДМ-банка выполнимы при двух условиях. Необходимо, во-первых, иметь разветвленную филиальную сеть, а во-вторых, обладать технологиями для оценки заемщиков. В обоих случаях банку придется вкладывать большой объем средств в развитие этого направления. В целом же малый бизнес сейчас более доходен, чем корпоративный. Причем риски при кредитовании малого бизнеса ненамного выше, чем при работе с крупными предприятиями. Но это возможно при грамотном подходе к оценке этих рисков».

Сейчас стоимость заемных средств увеличивается на рынке, что, вероятно, замедлит развитие всей банковской системы, -- отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. -- Вполне возможно, что некоторые банки смогут добиться лучшего результата. Прогноз 30% роста выглядит, на мой взгляд, оптимистично».

Иван ГОРДЕЕВ
//  читайте тему  //  Банки