Время новостей
     N°187, 12 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.10.2007
Долюшка женская
Нобелевская премия по литературе присуждена 87-летней британской писательнице
Лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2007 год, то есть обладательницей самой престижной в мире награды для писателей, стала Дорис Лессинг. Нобелевский комитет сопроводил свой вердикт разъясняющей формулировкой -- «за исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин».

Дорис Лессинг считается не только тонким знатоком женской натуры, но и последовательной феминисткой, хотя сама она никогда себя таковой не признавала, стараясь, по ее признанию, «инстинктивно избегать любых группировок». Тем не менее роман Лессинг «Золотой дневник» (1962) считается классикой феминистской литературы, что не мешает автору настойчиво утверждать: это лишь описание собственного опыта, главная тема «Золотого дневника» -- права личности в обществе, а вовсе не роль женщин в нем. Британские критики не раз упрекали писательницу за «неженственную» манеру описания женской агрессии. На это Лессинг отвечала во вполне феминистском духе, но с привкусом загадочности: мол, то, что «женщины думают, чувствуют и испытывают, часто становится для многих большим сюрпризом».

Дорис Лессинг родилась в 1919 году в Керманшахе (тогда Персия, теперь Иран). В 1925 году ее семья переехала в Южную Родезию (ныне Зимбабве), бывшую тогда английской колонией. Впечатления детства, проведенного на маленькой уединенной ферме в живописной африканской глуши, нашли отражение во многих ее сочинениях.

В 1949 году, пережив довольно распространенное в ту пору увлечение коммунистическими идеями (об этом впоследствии писательница вспоминала скептически), Лессинг покинула Африку, оставив там двух бывших мужей и детей от первого брака. Поселившись в Лондоне с сыном от второго брака, она вскоре выпустила свою первую книгу «Трава поет» (1950). Своеобразная хроника жизни родезийского общества в еще незакончившуюся тогда эпоху апартеида была благосклонно принята критикой и публикой. Так Дорис Лессинг обрела известность.

Позднее Лессинг написала романное пятикнижье о Южной Африке «Дети насилия» (тема была весьма востребованной), несколько романов, трактующих проблемы человеческого безумия, фантастический цикл «Канопус в Аргосе: Архивы», по мотивам одного из романов которого в 1988 году композитором Филипом Глассом была написана опера. Сатирический роман «Хороший террорист» (1985), живописующий группу лондонских революционеров, вызвал множество заинтересованных откликов, а дилогия, повествующая о странном, если не зловещем, мальчике-уроде («Пятый ребенок», 1988; «Бен среди людей», 2000), именовалась в некоторых критических отзывах «скандальной». Лессинг, как и подобает профессиональному европейскому литератору с традиционным заквасом (левые убеждения тому не помеха), работает едва ли не во всех жанрах. Она пишет рассказы (основные сборники: «Это была страна старого вождя», 1951; «Привычка любить», 1958; «Мужчина и две женщины», 1963; «Африканские истории», 1964; «Искушения Джека Оркни», 1972; «Настоящее», 1992), пьесы, с успехом идущие в английских театрах, эссеистику. Есть у нее и мемуары. Главного трофея англоязычных писателей -- Букеровской премии Лессинг пока не стяжала, хотя в 2005 году и вошла в шестерку основных соискателей.

Имя Дорис Лессинг не значилось в списке вероятных нобелевских призеров. Фаворитами в этом году считались американец Филип Рот, итальянец Клаудио Магрис, широко известный у нас японец Харуки Мураками и (далеко не в первый раз) израильтянин Амос Оз. Однако привычный к предпремиальным гаданиям постоянный секретарь Шведской королевской академии и член Нобелевского комитета Хорас Энгдаль, комментируя выдвигаемые СМИ гипотезы о лауреате 2007 года, сказал то, что ему приходится повторять из года в год: «Все эти домыслы вызывают у меня улыбку. Они всегда оказываются ошибочными».

На самом деле никакой особой неожиданности в «неожиданном» награждении Дорис Лессинг нет. Критика апартеида, феминизм (как его ни переименовывай), политкорректность ныне в большой цене. Лессинг не лучше и не хуже как своих гипотетических конкурентов, так и большинства нобелевских лауреатов последних лет.




Имена номинантов на премию хранятся в строгом секрете. Предложить кандидатуру имеют право члены Шведской академии и аналогичных учреждений других стран, профессора литературы и лингвистики, лауреаты прежних лет, председатели писательских организаций. Сделать это они должны до 31 января. Затем в течение весны Шведская академия выбирает из списка 20 наиболее достойных писателей, а потом сокращает его до пяти. Предавать огласке имена претендентов строго запрещено. Писатели, попавшие в короткий список, получают кодовые имена. За лето члены Шведской академии еще раз должны ознакомиться с творчеством номинантов, стараясь по возможности прочитать произведения на языках оригинала (основными считаются французский, английский, русский и немецкий). В случае необходимости прибегают к услугам переводчиков, которые обязуются не разглашать информацию о номинантах. Голосование членов Шведской академии проходит за полтора часа до оглашения имени нового лауреата, которым становится писатель, получивший абсолютное большинство голосов.

Нобелевскую премию по литературе получили, считая нынешнего лауреата, 80 европейцев. Одиннадцать раз она доставалась представителям Северной Америки, пять -- Азии, четыре -- Африки, три -- Латинской Америки, австралиец получил премию лишь однажды. Нобелевскими лауреатами были пять русских писателей: Иван Бунин (1933), Борис Пастернак (1958), Михаил Шолохов (1965), Александр Солженицын (1970) и Иосиф Бродский (1987). Среди 104 лауреатов -- одиннадцать женщин.

Дарья ЮРЬЕВА
//  читайте тему  //  Круг чтения