Время новостей
     N°187, 12 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.10.2007
Чужие дяди
Наводить порядок в Ингушетии будут федеральные кадры
Новости о выводе дополнительных сил правопорядка из Ингушетии, поступившие от главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ Николая Рогожкина, по-прежнему не подтверждаются. После расстрела в среду двух милиционеров в центре Назрани стало очевидно, что утверждения о нормализации обстановки явно преждевременны. Однако даже если 2,5 тыс. солдат внутренних войск и бронетехника 58-й армии покинут территорию республики, федеральное руководство едва ли передаст местным властям всю полноту контроля над ситуацией. Об этом по крайней мере говорят назначения в МВД Ингушетии, анонсированные еще в сентябре и окончательно оформленные на этой неделе.

Министр внутренних дел Ингушетии Мусса Медов, который работает в этой должности с июня 2007 года, получил четырех заместителей, трое из которых ранее работали в федеральных структурах и не имеют отношения к местным кадрам, склонным, как показывает практика всего Северного Кавказа, к коррупции и покровительству правонарушителям по признаку широко разветвленного родства. Начальником штаба МВД назначен полковник Вадим Селиванов, начальником криминальной милиции -- полковник Сергей Селивестров, начальником управления по работе с личным составом -- Сергей Шумилин. Лишь милицию общественной безопасности возглавляет ингуш, Магомед Гудиев.

Представители Ингушетии в Южном федеральном округе призывают не принимать назначения за тенденцию недоверия к местным кадрам, которые якобы гораздо лучше разбираются в происходящем, чем прикомандированные федералы. Но тенденция как раз очевидна: ситуация в республике привлекла внимание самого профильного федерального министра -- главы МВД Рашида Нургалиева, и было решено наконец заместить проверенными специалистами долго пустовавшие вакансии. Не исключено при этом, что назначения продолжатся.

Действующий министр подполковник милиции Мусса Медов до назначения был первым заместителем своего предшественника Беслана Хамхоева, который в свою очередь возглавил ведомство сразу после атаки боевиков на Назрань в июне 2004 года. По одной из версий, увольнения г-на Хамхоева добился президент Мурат Зязиков, которому МВД никак не помогло в поисках и освобождении его похищенного дяди, Урусхана. Эксперты, во всяком случае, единодушно отметили, что назначение г-на Медова сделало МВД Ингушетии еще более лояльным по отношению к президенту республики.

Но, судя по резко возросшему в июле, августе и сентябре числу терактов и диверсий в Ингушетии, смена министра не изменила ситуации в лучшую сторону, да и президентский дядя по-прежнему не освобожден. Кроме того, оппозиционные ингушские интернет-ресурсы фактически открыто обвиняют министра внутренних дел в несправедливом распределении выплат «боевых» надбавок, полагающихся тем сотрудникам, которые находились в районах контртеррористических операций. В конце августа недовольные милиционеры уже пытались пикетировать правительственную трассу между Назранью и Магасом.

Есть также версия о связях высокого руководства МВД Ингушетии с группировками, занимающимися похищением и продажей автомашин, которая, кстати, несколько раз высказывалась прежним руководителем УФСБ по Ингушетии генералом Сергеем Коряковым, погибшим в прошлом году в авиакатастрофе в Иркутске. Многие ингушские правозащитники, правда, считают самого г-на Корякова одним из основных виновников нынешней эскалации насилия, поскольку именно под его руководством проходили многие операции силовиков, связанные с «неизбирательным насилием» в отношении местного населения.

По некоторым данным, знаменитая перестрелка чеченских и ингушских милиционеров на административной границе двух республик 13 сентября 2006 года, в результате которой погиб легендарный командир чеченского ОМОНа Бувади Дахиев, возникла как раз в связи с попыткой чеченцев вывезти из Ингушетии одного из автомобильных воров, вольно или невольно причинившего вред семье Рамзана Кадырова. История со стрельбой из-за угнанной кадыровской машины, даже если она получит полное подтверждение, сама по себе едва ли может стать причиной отставки министра, тем более что на момент инцидента он еще был заместителем. Зато теперешние его заместители, превосходящие министра воинским званием, скорее всего станут еще и ревизорами. Позиции г-на Медова могут оказаться вовсе не такими уж надежными, тем более что за увольнение и назначение региональных силовиков отвечает не глава региона, а президент России и соответствующий федеральный министр.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Ингушетии