Время новостей
     N°187, 12 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.10.2007
Над городом кружатся
В «Ролане» снова проходит «Осенняя эйфория»
Российской премьерой фильма Сэма Гарбарски «Ирина Палм» в кинотеатре «Ролан» открылся ставший уже традиционным мини-фестиваль «Осенняя эйфория» (куратор программы -- известный кинокритик Андрей Плахов), на котором наиболее нетерпеливые киноманы имеют возможность раньше прочих зрителей увидеть некоторые артпроекты последнего времени. Все они так или иначе появятся на отечественных экранах, но, с другой стороны, какой русский не любит поперек батьки, так что шанс сохранять эксклюзивность впечатлений хотя бы несколько недель наверняка привлечет многих. Фильмы в этот раз подобраны более чем примечательные, и пропускать их не стоит.

Открывшая фестиваль «Ирина Палм» весьма провокационная (но, с другой стороны, вполне укладывающаяся в традиции современного британского социально-эротического кинодискурса) история о пятидесятилетней даме по имени Ирина (Марианна Фэйтфул, черная муза и участница сатанинских радений ранних «Роллинг стоунз», а впоследствии очень важная и серьезная певица и актриса), которая вынуждена зарабатывать на операцию безнадежно больному внуку с помощью тактильной стимуляции посетителей лондонского секс-клуба. Фильм участвовал в конкурсной программе последнего Берлинского фестиваля и получил приз зрительских симпатий.

Вся последующая подборка интригует ничуть не меньше. «Свадьба Туи» (сегодня, 21.00) Вана Цаньаня -- обладатель «Золотого медведя» и приза экуменического жюри все того же Берлинского фестиваля, романтико-трагическая фреска из жизни коренных обитателей Внутренней Монголии, фильм, в котором экзотика весьма органично перемешана с экзистенциальными проблемами. «Параноид Парк» (13 октября, 21.00) Гаса ван Сента -- очередная медитативная зарисовка нечаянного гения о житье-бытье современных юных американцев, чья жизнь проходит в режиме «до войны один выстрел, до любви один поцелуй». Черно-белый мультипликационный «Персеполис» (13 октября, 23.00) Венсана Паронно и Марьян Сатрапи -- хроника жизни обыкновенной (ну, может быть, не совсем) девочки из Ирана, на долю которой приходятся все изменения и катаклизмы ближневосточной политики. «Тайная любовница» (16 октября, 21.00) Катрин Брейя -- костюмная драма о потемках женской души, украшенная участием Азии Ардженто и Анн Парийо, в авторитетнейшей интернетовской базе imdb.com ключевые темы фильма обозначены тремя позициями: «лесбийская любовь», «женская нагота» и «экранизация» (в основе фильма роман Барбье д'Оревильи) -- ну и как после этого на этот фильм не пойти? «Вожделение» (17 октября, 21.00) Энга Ли -- фильм, получивший «Золотого льва» в Венеции-2007, история, несколько напоминающая верхувенскую «Черную книгу», но на национально-ориентированном материале: во время второй мировой войны влиятельный китайский политический деятель (Тони Леун) влюбляется в подругу своей жены (Вей Тан), не подозревая, что она является шпионкой.

Российский кинематограф на «Эйфории» представляет «Александра» (14 октября, 21.00) Александра Сокурова -- фильм как минимум неоднозначный, вызвавший восторг многих профессионалов (в том числе и на Каннском фестивале, где картина участвовала в конкурсе), но, с другой стороны, показавшаяся некоторым аналитикам попросту смехотворной. В любом случае составить собственное впечатление будет небесполезно: давно уже ни один отечественный фильм не вызывал в среде равно уважаемых экспертов столь полярных реакций -- от искренних слез просветления до совершенно неприличного хохота. Кроме того, в рамках «Эйфории» пройдет архивный показ двух немых фильмов Рене Клера, известных далеко не каждому профессионалу: «Париж уснул» и «Антракт» (15 октября, 21.00), классика французского авангарда 20-х годов, показываемая, как и полагается, в сопровождении тапера.

В общем, если вы по каким-то причинам пропустили основные кинофестивали последнего времени, то «Осенняя эйфория» поможет восполнить пробелы, пусть и в режиме «галопом по Европам». А равно Азиям и всем другим частям света.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино