Время новостей
     N°186, 11 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.10.2007
Где проснулся Саркози
Мечта французского президента сбылась в Москве
«Проснуться и увидеть Красную площадь -- очень много значит для меня, я думаю, ты поймешь», -- в таком, слегка интимном тоне начал вчера в Представительском кабинете Кремля переговоры с его хозяином президент Франции Николя Саркози. Владимир Путин отвечал на эти признания едва заметной улыбкой, выражавшей одновременно и одобрение, и недоверие. «Я впервые в Кремле, я очень, очень давно мечтал побывать в Кремле», -- словно пытаясь рассеять это недоверие, продолжал гость.

Г-н Саркози прошел в кабинет несколько необычной походкой кавалериста, стесненного необходимостью обуть непривычные для себя туфли на высоком каблуке вместо, казалось бы, обычных сапог. В результате при ходьбе, на первый взгляд, верхняя часть его тела несколько опережала нижнюю. Когда же он приблизился к ожидавшему его в центре зала с протянутой для приветствия рукой Владимиру Путину, обнаружилось, что оба президента абсолютно одинакового роста. Лицо г-на Саркози засверкало ослепительной улыбкой, которая, как показалось, так и не исчезала до конца протокольной части встречи. За эти несколько минут французский президент бегло поделился впечатлениями о состоявшейся у него вчера утром поездке в МГТУ им. Баумана, где он выступил с лекцией и ответил на вопросы студентов. «Замечательные российские молодые люди, они хотят жить, надеяться, -- заметил г-н Саркози, -- я им сказал, хочу, чтобы было партнерство России и Франции». «Я с тобой хочу обсудить условия этого партнерства», -- французский президент сказал это Путину галантно, но твердо. И предложил назначить в Москве и Париже своих специальных для этого представителей. Это были последние слова, услышанные журналистами, их попросили выйти из кабинета.

Они так и не услышали, как Путин говорит Саркози «ты» столь же уверенно, как Саркози -- Путину. Надо сказать, скорость, с которой оба президента -- один, начинающий свою службу на этом посту, а второй, ее заканчивающий, -- перешли на «ты», озадачила французскую прессу не меньше, чем российскую. «Это мне напоминает стиль Ширака», -- заметила одна их французских коллег. «Значит, инициатива исходила от Саркози?». Коллега пожала плечами: «Они стали говорить друг другу «ты» накануне в «Ново-Огарево» за те несколько минут, что провели в самом начале встречи, перед тем, как Путин усадил Саркози в свой «Мерседес» и повез кататься». Тут выяснилось, что Путин при этом отсек своих телохранителей от машины, позволив усесться там только двум переводчикам.

Потом, когда в «деревне» (так в путинском окружении называют загородную резиденцию в Ново-Огарево) начались неформальные переговоры, Путин предложил, чтобы они в таком формате -- один на один -- продолжались и дальше. Г-н же Саркози настоял на участии в беседе своего дипломатического советника, Жана Давида Левита, до мая этого года -- посла Франции в Вашингтоне.

О том, как проходила эта беседа, поздно вечером 9 октября, вернувшись из «деревни», Николя Саркози рассказал французским журналистам. Во-первых, он поделился с ними «знанием Путиным имени своего преемника, кандидата в президенты России». «А вам он назвал это имя?» Николя Саркози в ответ многозначительно улыбнулся... Он также рассказал, что поднял перед Путиным вопрос о Грузии, о случившемся 6 сентября инциденте с ракетой, выпущенной, по уверению Тбилиси, с российского самолета по территории Грузии. По выражению президента Франции, это было «нехорошей инициативой». Г-н Саркози заметил российскому президенту, что не согласен с тезисом о «возвращении «холодной войны», но считает, что напряженность в отношениях между Востоком и Западом может привести к «неправильным решениям, одинаково плохим для обеих сторон». Еще, по словам г-на Саркози, он сказал Путину, что совместное с США использование РЛС в Габале -- это «хорошая идея», и надо продолжать переговоры с американцами. А вот про ситуацию на Украине они поговорить не успели -- очень много других важных тем для обсуждения оказалось, сказал своим журналистам г-н Саркози.

Президент Франции готовился к рабочему визиту в Москву весьма основательно. За несколько последних дней перед тем, как «проснуться и увидеть Красную площадь», он принял в Елисейском дворце президента Украины Виктора Ющенко (ради этой встречи г-н Ющенко отказался от поездки в Душанбе на саммит СНГ). Затем, накануне вылета Москву, встретился с президентом Польши Лехом Качиньским, премьер-министром Чехии Миреком Тополанеком. Таким образом, отношение Варшавы и Праги к размещению на своей территории американских средств системы ПРО президенту Франции было известно из первых рук. Побывал Николя Саркози и в Будапеште, где поддержал участие Венгрии в лоббируемом США и ЕС проекте газопровода «Набукко» для транспортировки газа из Ирана, Туркмении, Азербайджана и Казахстана в обход российской территории.

Николя Саркози кажется похожим на Владимира Путина не только ростом и не только, как уверяют многие представительницы прекрасного пола, своей сексапильностью, но, очевидно, еще и прагматизмом, если не сказать больше. Не успели вчера студенты МГТУ им. Баумана порадоваться тому, что г-н Саркози наносит визит в Россию прежде, чем в США, значит, он «наш, российский друг», как французский президент несколько их разочаровал. «Я друг США», -- твердо сказал Николя Саркози. Потом помолчал и добавил: «Но это не значит -- вассал». А чтобы было совсем понятно, пояснил: «Как в любой семье, у нас бывают разногласия с точки зрения отношения к Америке».

Другой студент спросил у гостя, не для того ли, чтобы ограничить российский бизнес во Франции, в январе этого года в Куршавеле задержали российского олигарха Михаила Прохорова? Ведь поговаривали, будто за преследованием Прохорова стоял лично Николя Саркози, бывший тогда министром МВД Франции. В ответ ставший уже президентом г-н Саркози прочел лекцию студентам о независимом правосудии, о свободе прессы во Франции, о том, что лично он, Саркози, выступает даже за «избыточность» такой свободы, даже большую, чем просто ее «достаточность»... Президент Франции пригласил молодых россиян приехать во Францию, чтобы убедиться, сколько всего разного пишут журналисты о нем самом. Слушатели г-на Саркози были убеждены, он говорит о Франции, но имеет-то в виду Россию с ее правосудием и свободой СМИ...

На пресс-конференции обоих президентов спросили, что означает заявленное ими «сближение» позиций по Ирану. Их ответы ясности в это понимание не внесли. Владимир Путин сказал, что у России нет свидетельств, что Тегеран разрабатывает ядерное оружие, а, следовательно, у Ирана и нет таких планов. Французский президент ответил по своему: «У нас несколько другой анализ, но главное, что Иран готов к сотрудничеству». Все это очень важно накануне поездки г-на Путина в Иран, подчеркнул Николя Саркози (Путин нанесет визит в Тегеран 16 октября).

Явным продолжением взаимных дискуссий президентов стали их ответы на вопросы о возможности обмена активами между российскими и французскими компаниями. Г-н Саркози выразил пожелание французских инвесторов войти в капитал «Газрома». Путин был не против, но если проникновение будет «обоюдным, честным и прозрачным». Никакого табу на участие «Газпрома» в капиталах французских компаний нет и не будет, - живо и с готовностью отреагировал гость...

Потом журналистка из французской газеты «Либерасьон» спросила своего президента о его предстоящей встрече с правозащитниками из российского общества «Мемориал», а Путина - как он к этому относится. Г-н Саркози зачем-то стал рассказывать, что он предупреждал Путина об этой встрече, который ответил, что когда я приглашаю, то никогда не диктую, с кем можно или нельзя встречаться. К этому Саркози добавил, что «не собирается делать какие-либо упреки в адрес российских властей, надо учитывать специфику российской истории». Владимир Путин тоже ответил журналистке: «Хорошо, что в мире есть такие организации (как «Мемориал». - Ред.), они указывают власти на ее ошибки, плохо, когда их используют как средство политического давления...». Российский президент также рассказал, что с представителями «Мемориала» он, «может быть, не так часто, как хотелось бы», но встречается в рамках созданного им Совета при президенте по взаимодействию с гражданским обществом.

Перед отъездом г-н Саркози действительно встретился в посольстве Франции в Москве с российскими правозащитниками из «Мемориала», - Олегом Орловым, Светланой Ганнушкиной и Екатериной Сокирянской. По словам г-на Орлова, в течение получаса Николя Саркози внимательно слушал их мнение о ситуации со свободой СМИ в России, положении неправительственных организаций, обстановке на Северном Кавказе. Правозащитники поделились также своей озабоченностью в связи с пересмотром официальной трактовки «исторической памяти» в России... Г-н Саркози выразил поддержку деятельности «Мемориала» и посоветовал при необходимости обращаться к нему за содействием. Олег Орлов назвал состоявшуюся встречу «символической, важен сам факт того, что она состоялась», - сказал он.

Символическим можно считать и приглашение, которое сделал Николя Саркози Владимиру Путину - совершить первый после ухода с президентского поста зарубежный визит во Францию. «Я был бы счастлив, если бы он откликнулся на мое приглашение», - широко улыбаясь и повернувшись к Путину сказал Саркози. Хозяин Кремля ничем не выдал своей реакции на последующее сообщения гостя, мол, тому показалось, будто это приглашение «принято».

Аркадий ДУБНОВ
//  читайте тему  //  Ситуация во Франции