Время новостей
     N°13, 25 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.01.2002
Русская инородная сказка
«Иван-дурак» на экранах Москвы
В пресс-релизе содержание фильма Александра Дулерайна и Сергея Корягина «Иван-дурак» передано с восхитительной лаконичностью: «Иван-дурак спасает девушку от злого гения Доктора Страуса». Вот и все, и этого достаточно. Остальное, пожалуй, и вправду не более чем нюансы. Фильм причисляют к киберпанку -- в том же самом пресс-релизе картина охарактеризована как «первый русский киберкомикс». Но к классическим произведениям жанра, вроде романов Филлипа К. Дика и Уильяма Гибсона или фильмов Дэвида Кроненберга и братьев Вачовски, произведение это имеет отношение косвенное. На какую-нибудь «Матрицу» или «Экзистенцию» «Иван-дурак» похож не больше, чем изображенный Остапом Бендером «сеятель» -- на добрых молодцев с плакатов Госстраха. Тем и ценен. За то же, возможно, будет кем-то и любим.

Зрители, лично знакомые с членами съемочной группы или просто сведущие в московском концептуальном искусстве 80--90-х годов -- от медгерменевтов до параллельного кино (на экране в основном знаковые для московского современного искусства фигуры -- от Глеба Алейникова до сыгравшего главного злодея Бориса Юхананова, который хотя бы по густоте бровей вполне может составить конкуренцию Беле Лугоши периода расцвета), -- воспримут фильм ностальгически и наверняка растрогаются. Реакцию остальных предугадать сложнее -- даже пробивающийся временами в саундтреке «Мумий Тролль» не развеет подозрения рядового посетителя кинотеатра в том, что перед ним все-таки не совсем настоящее кино. А оно и на самом деле не совсем настоящее, даром что снято на кинопленку и оснащено звуком в системе «долби». Лет десять назад еще могло показаться, что параллельное кино будет параллельным ровно до того момента, пока его активисты не дорвутся до внушительных бюджетов или хотя бы до настоящей кинокамеры. Сейчас понятно: даже в Голливуде -- при миллионах вложенных долларов и невероятных технических возможностях -- «Иван-дурак» все равно остался бы точно таким же. И футуристическая «мозговая дрель» все равно будет скрыта во чреве трогательного плюшевого шмеля. А единственным адекватным звукорядом к происходящему на экране будет вступительная мелодия из «Ну, погоди!» С возможностями современного кинематографа авторы «Ивана-дурака» обращаются в лучших традициях героя известного анекдота, запертого в абсолютно пустой комнате с двумя металлическими шариками. Один из них, если помните, он сломал, а другой -- потерял. Настоящий, в общем, параллельщик. И лучшей рецензией на фильм будет тост, произнесенный в «Кавказской пленнице»: «Так выпьем же за кибернетику!» Потому что другого киберпанка у нас уже, видимо, не будет никогда.

Подпись:

Иван (Сергей Корягин) и друг его Аркадий (Глеб Алейников) пытаются достучаться до виртуальных небес

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ