Время новостей
     N°13, 25 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.01.2002
Найти свою мишень
«Лики любви» подвели итоги
Фестиваль «Лики любви» завершился к общему удовлетворению -- по крайней мере раскладом призов все наблюдатели остались довольны. «Золотой стрелой» награжден фильм «Бо Ба Бу» Али Хамраева, ведущего режиссера советского узбекского кино, более десяти лет фильмы не снимавшего и наконец представившего российской публике свою изысканно красивую картину. Фильм Хамраева, как это стало обычным для азиатских режиссеров советской школы, снят при поддержке итальянских и французских кинокомпаний. В нем почти нет слов, героям-пастухам (отцу и сыну), а также найденной ими в пустыне неизвестной женщине, что смущает мужчин и разрушает их уклад, не нужно разговаривать, чтобы понять суть происходящего. «Бо Ба Бу» скоро выйдет в российский прокат.

Спецприз жюри вручен дебютанту в игровом кино индийцу Пану Налину, работающему в Нью-Йорке и снявшему свой фильм «Самсара» в кооперации с Германией, Францией и Швейцарией. История любви в индийском варианте имеет яркое чувственное воплощение и возвышенный философский аспект. Вспоминается не только путь Будды, но и страдания любящей жены, оставленной им ради поисков духовного совершенства. Повторяют эту историю два молодых человека -- буддийский монах, проведший в неподвижности и безмолвии три года, три месяца и три дня, и деревенская девушка, решившая подарить ему наслаждение. Действие начинается в буддийском монастыре в Гималаях, и до середины картины неясно, в какое время оно происходит. И только после того, как герои однажды спускаются в город, где мы видим магазины, машины и даже отделение интернет-связи, становится понятно, что весь этот средневековый, на наш взгляд, быт -- с деревянной посудой, ручной работы одеждой, мотыгами и лошадьми -- принадлежит дню сегодняшнему. Аутентичность происходящего вызывает сомнения из-за слишком западного взгляда на красоту гималайских пейзажей, тщательно выстроенного кадра и отстраненного любования житейскими подробностями. Однако это не лишает фильм прелести.

Таким образом, «Лики любви» оказались в фарватере киномоды, из года в год отмечающей азиатское кино. Другая модная тенденция, касающаяся балканского и восточно-европейского кинематографа, «Лики» миновала. Награжденный в Венеции фильм режиссера из Словении Яна Цвитковича «Хлеб и молоко» у российской публики сочувствия не вызвал. Картина эта об одном дне в семье недотеп, об отце-алкоголике, сыне-наркомане и несчастной матери, любящей их несмотря ни на что, снятая в убогих интерьерах европейского захолустья, показалась излишне простоватой.

«Серебряные стрелы» за лучшие роли достались четырнадцатилетней Майю Озава, сыгравшей в фильме «Юная девушка» роль японской Лолиты, и финну Ерме Томилла, снявшемуся в роли брутального мужчины в фильме «Неприятности из-за любви". Романтической парой признан дуэт Зузаны Норисовой и Яна Рэваи, сыгравший и спевший в чешском фильме-мюзикле «Бунтари» (в картине звучат мелодии, популярные в Чехословакии 1968 года).

В общем, выбирать было из чего. Программа сложилась качественная, интересная и разнообразная. Не испортили впечатления и неприехавшие звезды -- в последний момент Кьяра Мастрояни, согласившаяся было посетить Москву, по словам Марка Рудинштейна, запросила такой гонорар, что было принято решение от ее визита отказаться. Но вряд ли на уровень фестиваля может сильно повлиять приезд кого-нибудь из западных звезд, широкой публике к тому же недостаточно известных.

Другое дело, что отношения «Ликов» и московской публики пока еще не установились. Художественный руководитель фестиваля Сергей Лаврентьев удивляется тому, что на западных фестивалях, где он отбирал привезенные в Москву фильмы, на их просмотрах зрители набивают залы битком. Люди лежат в проходах, чтобы посмотреть то, чего они никаким другим способом, иначе чем на фестивале, увидеть не смогут. У нас же другая картина -- 100 человек на просмотре считается нормой, и только на фильмах, которые скоро пойдут в прокате (им уже сделана реклама), набирается полный зал. Объяснить это легко: участие в западных фестивалях делает фильмы известными, там рекламируется сам фестиваль, а его престиж зависит от того профита, который получит картина, на нем представленная. Грамотная же раскрутка обеспечена правильно занятой нишей.

Дело тут не в деньгах. Известна история с Токийским фестивалем. Там сначала пытались затмить Канн, были на это выделены громадные деньги, но ничего не вышло. Теперь финансирование фестиваля сокращено, а статус его высок, хоть и скромен.

Фестиваль «Лики любви» планировался Рудинштейном когда-то как праздник романтического кино -- конечно, массового, коммерческого, эротического. Но Рудинштейн растет и развивается. И ему хочется, чтобы его международные фестивали котировались на Западе, имели рейтинг, и вообще, были «как положено». Он приглашает специалистов для отбора фильмов и общения с теми, кто их делает. Эксперты стараются сделать свою работу как можно лучше -- с теми средствами и исходными условиями, что имеются. Потом возникает противоречие. Весь антураж открытия и закрытия, туалеты от Ирины Понаровской, идея президентской пары из супружеской четы известных артистов и прочая советская эстрадная эстетика вступают в противоречие с культурной составляющей. Фильмы ориентируются на продвинутую и любознательную молодежь, которая в Москве есть, но не сконцентрирована вокруг площадок фестиваля. А первоначальная концепция рассчитана на публику ЦДЛ и ЦДРИ -- интересующихся искусством дам среднего и старшего возраста. Для них эти фильмы слишком радикальны и не очень понятны.

Как изменить стиль фестиваля, сделав его привлекательным для молодежи, мне неизвестно. Но очевидно, что это повлечет за собой смену имиджа, привычных площадок, режима общения участников, способа подачи информации. Сегодня от всего этого сильно веет клубами двадцатилетней давности. А вот программа вполне сойдет какая есть.

Подпись:

Пан Налин: В России любят "любовь по-индийски"

Алена СОЛНЦЕВА