Время новостей
     N°13, 25 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.01.2002
Позор мужчин смывают кровью женщин
В современной Европе до сих пор действуют средневековые законы
Трагедия, случившаяся на этой неделе в шведском городе Упсала, потрясла всю страну. 26-летную студентку курдского происхождения Фатиму Сахиндаль застрелил собственный отец. 56-летний беженец Рахми Сахиндаль, живущий в Швеции почти 20 лет и имеющий шведское подданство, был немедленно арестован и признался в убийстве. По его словам, дочь-«шлюха» опозорила всю семью, и у него не оставалось иного выхода. Как сообщил журналистам задержанный, он испытывает не раскаяние, а только облегчение от того, что совершил задуманное «убийство чести».

Многие шведы просто не могут поверить, что подобное возможно в процветающем демократическом государстве Европы в XXI веке. Ужасная история Фатимы началась осенью 1997 года, когда отец узнал, что она встречается со шведским юношей Патриком Линдше. Между тем родители подобрали красавице Фатиме жениха-соплеменника в Турции, откуда в свое время эмигрировала семья и куда девушка должна была отправиться на свадьбу. Отец настолько рассвирепел, увидев дочь в обществе европейца, что пообещал убить ее, если она только посмеет явиться домой. Домой Фатима уже не вернулась, и родственники решили ее наказать. Примечательно, что больше всех расправы требовал младший брат, которому было тогда всего 17 лет и который сам встречался со шведской девушкой. Однако что позволено мужчине, не позволено женщине.

В начале 1998 года отец узнал, что Фатима собирается замуж. Остановить ее решили любой ценой. Родственники начали угрожать девушке, она обратилась в газеты и в полицию, и весной отец и брат предстали перед судом за угрозы. Там младший брат, защищаясь от обвинений, сказал фразу, которую теперь вспоминают все: «Для меня главное не шведские законы, а курдские обычаи». В перерыве заседания он набросился на сестру прямо в зале суда, и его еле оттащили. Рахми Сахиндаля приговорили к крупному штрафу, его сына было предписано поместить под надзор полиции.

Вскоре после этого жених Фатимы погиб в автокатастрофе. Тогда это сочли несчастным случаем, однако теперь правоохранительные органы заподозрили, что аварию могли подстроить. С тех пор Фатима не раз говорила, что отец продолжает грозить ей, и упрекала шведское государство в том, что оно предпочитает не вмешиваться «во внутренние дела» семей иммигрантов. По ее словам, полиция рекомендовала ей самой найти общий язык с родственниками и не выносить проблему на всеобщее обозрение. В последнее время угрозы вроде бы прекратились, так что убийство стало абсолютным шоком для всех. Фатима приехала в Упсалу, чтобы навестить сестру перед отъездом на практику в Африку (она училась на социального работника). Полиция предполагает, что о предстоящем визите «блудной дочери» папаше донес кто-то из местной пятитысячной курдской общины, которая «славится» строгими нравами и дружно осуждала девушку.

Убийство всколыхнуло всю Швецию, многотысячные митинги прошли во многих городах. За судьбой отдельной курдской семьи встает гигантская проблема «инородцев», живущих в современном европейском обществе по средневековым родовым законам. Шведское правительство, в течение многих лет активно принимавшее беженцев из других стран (иммигранты составляют более 11% населения), всегда старалось интегрировать их в общество при максимальном уважении к национальным культурным традициям. Теперь встает вопрос, насколько эффективна такая политика. Молодые представители уже многих групп переселенцев заявили о том, что подобные истории -- норма жизни в замкнутых общинах, большая часть населения которых живет на социальную помощь. Те же, кто действительно интегрируется в общество, становятся объектом ненависти соплеменников. В 1999 году была убита еще одна 18-летняя курдская девушка. Она поехала на родину, в иракский Курдистан, и ее обвинили в том, что она «путалась со шведами». Теперь многие представители национальных меньшинств надеются, что кровь Фатимы пролилась по крайней мере не зря -- после ее смерти игнорировать проблему отношений внутри общин иммигрантов будет уже невозможно.

Федор ЛУКЬЯНОВ