Время новостей
     N°179, 02 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.10.2007
Мужчин прошлое ничему не учит
Ученые экспериментально попытались доказать некоторые психические различия между полами
Популярный афоризм говорит, что мужчины и женщины настолько отличаются друг от друга, что напоминают два разных биологических вида. Но это бытовое представление, которое каждый из нас так или иначе проверял на собственном опыте (недаром мужчины регулярно жалуются на непостижимый эффект женской логики, а слабый пол столь же часто утверждает, что мужчины не способны понять «самые простые вещи»). Ученые, прежде всего психологи, пытаются на практике доказать различия между половинами рода человеческого.

В университете штата Калифорния взялись исследовать, почему слабый пол склонен излишне нервничать по пустякам. Или, выражаясь более корректно, среднестатистический мужчина беспокоится о чем-либо не так сильно, как обычная женщина. Опыты ученых показали, что дамы в любом возрасте уверены, что произошедшие в прошлом события с высокой вероятностью повторятся и в будущем. Мужчины обращают гораздо меньше внимания на то, что было да прошло (и видимо, поэтому плохо учатся на собственных ошибках).

Эксперимент американцев выглядел примерно так: подопытным обоих полов -- взрослым и детям трех-шести лет -- рассказывали простенькие истории из жизни. В первой истории главного героя кто-то сильно обижал. Спустя некоторое время герой опять встречал своего давешнего обидчика, после чего у него портилось настроение или «изменялось поведение». Второй рассказ начинался точно так же, с той лишь разницей, что в конце главный герой встречал не того, кто его обидел, а другой персонаж, лишь похожий на врага. Что тоже не поднимало настроения. Психологи просили участников эксперимента объяснить, почему такие встречи не вызывали у персонажей историй положительных эмоций.

Ясно, что люди говорили исследователям по большей части одно и то же. Когда человека просят объяснить, почему другой человек встречает настороженно своего обидчика, вариантов у отвечающего не так уж много. Некоторые могут предположить, что неприятная история может повториться, другим же, например, могут прийти в голову идеи насчет мести и т.п. Психологам удалось отметить занятное различие в ответах на этот вопрос между мужчинами и женщинами. Сайт LiveScience.com со ссылкой на специализированный журнал Child Development пишет, что женщины более склонны описывать ситуацию неопределенно, например говорить о том, что может случиться, чем о том, что случится. Кроме того, дамы вне зависимости от возраста чаще мужчин заявляют, что, мол, раз встреченный был похож на обидчика, значит, главный герой рассказа мог предположить, что тот и вести себя будет так же.

Авторы исследования назвали это явление «связь между прошлым и будущим». В целом слабый пол не только склонен проецировать уже сложившиеся ситуации на новые обстоятельства, но и в целом более осторожно оценивает будущее. Женщины вообще, по-видимому, ожидают больше опасностей от грядущих, еще непроисшедших событий. Мужчины же то ли чуть более оптимистичны, то ли больше уверены в своих силах, то ли не чувствуют связь времен -- трудно сказать. По крайней мере прошлое не слишком сильно влияет на образ мышления представителей сильного пола.

Также весьма любопытно, что эта связь времен если и не является врожденной, то закладывается в самом нежном возрасте. Трехлетки и шестилетки, которые участвовали в опытах, продемонстрировали даже более заметное различие между полами. У девочек эти связи между прошлым и будущим развиты куда сильнее. По-видимому, позже этот способ мышления отходит на второй план, но все же окончательно не стирается.




Еще одно занимательное исследование на стыке семейной психологии и статистики показало, что, по-видимому, злые мальчики и девочки в многодетных семьях чаще всего вырастают более агрессивными, чем если бы они были единственными детьми у своих родителей. Шэннон Уильямс из университета Калифорнии отметила, что уровень агрессии обычно повышается при наличии брата или сестры. Впрочем, есть и некоторые исключения: например, наличие младшей сестренки почему-то снижает злобность старших детей в семье и они, вырастая, становятся менее «сердитыми» взрослыми. А вот присутствие младшего брата почему-то никак не влияет на агрессивность: у старшего ребенка она остается более или менее стабильной. Зато старшие братья и сестры явно провоцируют развитие вспыльчивого, «атакующего» характера у младших, причем особенно если в семье есть агрессивный старший брат. С девочками проще: жизнь с агрессивной старшей сестрой тоже явно не сахар, но все-таки она злит не так сильно, как брат. По-видимому, идеальным вариантом является семейство, в котором рождаются исключительно девочки: детская агрессия здесь останется на минимально возможном уровне. Тогда как из семей, где росли несколько разновозрастных мальчишек, должны выходить суперагрессивные взрослые люди.

Владимир ДЗАГУТО