Время новостей
     N°179, 02 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.10.2007
Выборы в погонах
Почему президент Пакистана не хочет снимать военную форму
Спор о генеральских погонах президента Первеза Мушаррафа перерастает в побоища на улицах пакистанских городов. Накануне намеченных на 6 октября президентских выборов предвыборные страсти выливаются в столкновения в столице Исламабаде и других крупных населенных пунктах. В минувшие выходные счет раненых в стычках с полицией впервые перевалил за сотню.

Одновременно с этим в северо-западных регионах страны исламисты усиливают против армии партизанскую войну, которую они ведут террористическими методами. Вчера на центральной площади города Банну, что в Северо-Западной пограничной провинции, моторикша с взрывчаткой врезался в полицейский грузовик. Погибли четверо полицейских и 11 горожан. Некоторые из двух десятков раненых находятся в критическом состоянии. Рикша-смертник был с головы до пят закутан в бурку (женское восточное платье типа плаща): кто это, мужчина или женщина, выясняется.

Власти ведут расследование этого теракта и выясняют также, кто виноват в том, что в выходные столкновения между полицией и оппозицией приняли столь острый характер. В Исламабаде побои, ушибы от полицейских дубинок, отравления слезоточивым газом в последние дни получили более 60 человек. Многие были доставлены в больницы с ранениями.

Столкновения начались утром в субботу -- в тот день, когда избирательная комиссия рассматривала заявку президента страны 64-летнего генерала Мушаррафа на право стать кандидатом на новый срок. Несколько сотен оппозиционеров протестовали у здания избиркома, а когда было объявлено, что заявка Мушаррафа принята, оппозиционеры попытались войти внутрь с криками «Мушарраф, прочь!»

Полиция ответила дубинками и газом. По данным независимых источников, среди раненых около десяти журналистов, 14 полицейских, депутаты парламента от оппозиции. Побои получил даже госминистр информации Тарик Азим, приехавший успокоить страсти: несколько репортеров, раздраженных жесткими действиями в отношении прессы, поколотили его в отместку.

Воскресенье журналисты объявили «днем траура» и, одевшись в черное, прошли по улицам столицы, протестуя против произвола. «Уже не первый раз полиция избивает прессу, -- сказал «Времени новостей» участник демонстрации, известный журналист Тахир Хан. -- Они бьют журналистов, отключают частные телеканалы, которые передают картинку с места событий. Власти не хотят, чтобы люди видели, что происходит в их стране». Сражения демонстрантов с полицией произошли в Пешаваре, Карачи и других городах. Там тоже есть раненые, в том числе журналисты.

Уличные бои начались после того, как противники режима проиграли президенту юридическую войну. 28 сентября Верховный суд страны отклонил иски оппозиции, которая заявляет, что решение Мушаррафа идти на выборы, сохранив за собой пост командующего армией, противоречит конституции. Однако коллегия Верховного суда шестью голосами против трех решила, что генерал-президент имеет право выдвигаться на новый срок. Сам Мушарраф твердит, что в случае переизбрания будет готов снять военный мундир и стать гражданским президентом. Но добавляет, что если вдруг его не выберут, то, «возможно, сохранит командную должность».

Главком армии Пакистана генерал Первез Мушарраф пришел к власти в 1999 году, свергнув тогдашнего премьера Наваза Шарифа в ходе тихого военного переворота. В 2002 году Мушарраф разрешил провести парламентские выборы, но оставил себе посты президента и командующего, а также сохранил право отправлять в отставку правительство и распускать парламент.

«Главная задача Мушаррафа сегодня -- легитимизироваться в глазах общественности, в том числе и международной, которая называет его военным диктатором. Он хочет обеспечить себе новый президентский срок и уже только потом снять форму, заявив, что, мол, теперь страной управляет законно избранный гражданский лидер», -- сказал «ВН» пакистанский политолог Тарик Мухаммад.

Президента в Пакистане избирают депутаты обеих палат парламента и провинциальных ассамблей. Правящая партия «Мусульманская лига», которая имеет парламентское большинство, заявила, что на выборах 6 октября обеспечит Мушаррафу победу.

Самое удивительное, что официально суть спора между властями и оппозицией, переросшего в бои на улицах, заключается в том, может ли генерал избираться, не сняв форму. На первый взгляд, проблема не стоит пробитых голов демонстрантов -- речь-то идет всего о считанных неделях. Но в Пакистане эти недели имеют принципиальное значение.

Для оппозиции генеральские погоны Мушаррафа стали юридическим поводом, чтобы попытаться не допустить его на выборы. Сложнее понять самого генерала: чего бы ему не снять форму раньше, избежав тем самым многих проблем? «Оставшись без мундира, Мушарраф теряет значительную часть избирательного потенциала, -- отвечает Тарик Мухаммад. -- Он будет держаться за него, во всяком случае, пока не гарантирует себе переизбрание».

На выборах в Пакистане едва ли не более важным, чем пресловутый административный ресурс, является ресурс в виде пушек и танков за спиной кандидата. Это доказывает сама история: нынешний военный режим -- уже четвертый военный режим в стране, отметившей в этом году 60-летие. Кроме того, для гражданской политической элиты Мушарраф -- чужак: здесь свои политические кланы, традиционные сферы влияния. Генералу придется трудно без верных армейских подчиненных. «Не менее важно то, что Мушарраф, как видно, уже не может на все сто процентов доверять собственной армии», -- считает политолог Тарик Мухаммад.

Армия Пакистана -- закрытый клуб, получить информацию из него непросто, приходится полагаться на утечки из разных источников, и данные этих утечек вовсе не благоприятны для генерала. Так, сообщается, что костяк заговорщиков, организовавших два покушения на Мушаррафа в конце 2003 года, составили офицеры элитных частей военно-воздушных сил. Но особенно потрясли страну сообщения об обстоятельствах громкого теракта в военной части города Тарбела. Там находится база элитного спецназа, знаменита она еще и тем, что здесь сделал военную карьеру генерал Мушарраф, бывший спецназовец. Эта часть при Мушаррафе считалась «придворной»: ей был поручен июльский штурм Красной мечети в Исламабаде.

13 сентября террорист-смертник взорвал себя в столовой этой части, погибло более 40 военнослужащих. Оказалось, что в этой самой элитной части оказались предатели -- кто-то провел смертника на охраняемую территорию, рассказал ему, когда и как лучше действовать.

Проблема для Мушаррафа еще и в том, что после президентских выборов Пакистан ждут выборы парламентские, но здесь решение принимают не депутаты ручного парламента, а избиратели. Дата этих выборов еще так и не определена. Однако о намерении участвовать уже объявили экс-премьеры Беназир Бхутто и Наваз Шариф -- оба живут в изгнании. Шариф в сентябре даже пытался вернуться в Пакистан, но был выслан. Бхутто (интервью с ней читайте на этой же странице) обещает вернуться 18 октября. Генерал Мушарраф, теряющий влияние, даже начал переговоры с Несравненной (так можно перевести имя Беназир) о создании политического союза. «Пакистан стоит на пороге перемен», -- утверждает политолог Тарик Мухаммад. Президентские выборы в конце этой недели -- лишь прелюдия.

Евгений ПАХОМОВ, корреспондент РИА Новости в Исламабаде -- для «Времени новостей»