Время новостей
     N°179, 02 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.10.2007
Бес партийный
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев в воскресенье на медиафоруме «Единой России» заявил, что намерен пока остаться беспартийным и не войдет в список партии власти на предстоящих выборах. А Валентина Матвиенко несколькими днями ранее после долгого сопротивления дала добро на то, чтобы возглавить региональный список единороссов в родном Санкт-Петербурге. И до сего момента считается претендентом на место в первой тройке федерального списка партии на декабрьских думских выборах, хотя по-прежнему заявляет, что в саму партию власти вступать не собирается. Позиции двух весьма близких нынешнему президенту России высокопоставленных госчиновников вполне точно определяют роль и место партий в нашей стране.

При все большей похожести сегодняшнего политического устройства России на советское у этих систем есть одно принципиальное отличие. Причем оно вовсе не в формальном существовании в России полутора десятков официально зарегистрированных партий, тогда как в советские времена была только одна КПСС («вторую мы бы просто не прокормили», как говорилось в политическом анекдоте тех времен). В Советском Союзе членство в партии власти было необходимым, но недостаточным условием для высокой государственной карьеры вплоть до первых постов в стране. В России необходимым и пока совершенно принципиальным условием для занятия поста номер один является беспартийность, поскольку даже партия власти носит сугубо вспомогательный, подсобный характер в управлении страной.

Пусть даже чисто формально, но КПСС, в очередной раз победив на безальтернативных выборах в составе «нерушимого блока коммунистов и беспартийных», формировала правительство. При этом советская «администрация президента», состоявшая исключительно из руководителей партии (политбюро ЦК КПСС), фактически принимала все хозяйственные, а не только политические решения в стране. Сегодня «Единая Россия» не формирует правительство и не отвечает за ситуацию в стране. И тем более не может самостоятельно выдвигать кандидатов в президенты, не согласовав их с беспартийным президентом Путиным и его беспартийной администрацией.

Именно поэтому вступление в «Единую Россию» в нынешней ситуации для любого потенциального кандидата в президенты «от Путина» -- т.е без пяти минут третьего президента России -- означало бы автоматическое выбывание из той обоймы беспартийных (на самом деле надпартийных) чиновников или бизнесменов из окружения главы государства, которые реально управляют страной, а заодно и самой партией власти.

Парадоксальным образом для определенной привилегированной категории политиков России членство в партии власти означает понижение личных политических акций. Не случайно в партию власти так и не вступили ни новый премьер Виктор Зубков, ни его предшественник Михаил Фрадков, ни числившиеся до назначения Зубкова в главных кандидатах на преемничество первые вице-премьеры Дмитрий Медведев и Сергей Иванов. Даже глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин, введение которого в руководящий состав партии год назад перед съездом единороссов обещал чуть ли не сам Борис Грызлов, и то не вступил. Вообще членами партии власти не являются главы всех крупнейших российских государственных компаний, что было совершенно немыслимо в советские времена. Причем сие вовсе не означает, что эти формально беспартийные руководители не разделяют программных установок власти: напротив, они участвуют в формировании таких установок, а «Единая Россия» выступает в гораздо более скромной роли исполнителя или транслятора воли беспартийных правителей страны.

Если в ближайшие годы не изменить роль партий в России, они выхолостятся окончательно либо насильственно втиснутые в рамки партии власти, но лишенные самой власти представители средней и низовой политэлиты начнут сплачиваться против беспартийной властной верхушки. КПСС, как мы помним, ее высокопоставленные руководители разрывали на части изнутри не менее сильно, чем убежденные противники коммунистической идеологии и советской власти -- извне. С «Единой Россией», которую в отличие от КПСС можно безболезненно для реальной власти прикрыть в одночасье одним устным высочайшим указанием, тоже может произойти подобная метаморфоза.

Так что затеянная российской властью игра в партии, так же как и в «беспартийность», в любом случае может выйти боком государственной системе. Либо «Единая Россия» окончательно выродится в партию «делания вида поддержки власти», лишив высших чиновников реальной бюрократической опоры в стране, либо породит новую бюрократическую фронду, которая в не слишком демократических странах бывает куда эффективнее уличных акций протеста. Тогда все партийные и беспартийные «бесы» нынешней своеобразной российской демократии вырвутся наружу.

Впрочем, есть эффективный способ не допустить такого развития событий. Достаточно просто закрепить исключительно право партий выдвигать кандидатов на пост президента (кандидаты могут быть и независимыми) и формировать правительство парламентского большинства. Тогда беспартийным гражданам из администрации президента наконец придется либо работать на легальную политическую партию, а не на «подковерные», как сейчас, либо довольствоваться ролью обычной технической канцелярии, обеспечивающей работу своего босса. И уж точно никто из госчиновников, претендующих на лидерство в стране, не будет избегать вступления в партию, чтобы не ухудшить карьерных перспектив.

Семен Новопрудский
//  читайте тему  //  Выборы в России