Время новостей
     N°12, 24 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.01.2002
Переулочки Кати Голицыной
Проект «24» подходит к концу
По странному совпадению выставка Кати Голицыной «ПереУЛОК» (в Московском Доме фотографии) открылась в один день с большой «женской» выставкой в Третьяковской галерее. И хотя куратор проекта «24», посвященного искусству архитектуры, Юрий Аввакумов отрицает намеренную связь этих событий, выставка Голицыной упрямо ложится в контекст «женского творчества». Сама техника ее работ -- сложная ручная ретушь по «не застывшему» еще отпечатку -- провоцирует разговоры о женском рукоделии. Голицына наполняет и переполняет светом московские переулки, ярко освещает стены, усиливает тени. Безжалостно высвеченные нездешним рукотворным солнцем, переулочки становятся совсем кривенькими, а домишки совершенно убогими. Резкие тени подчеркивают кривизну окон и неровность фасадов, глубокими морщинами разъедая выбеленные стены домов. Люди и машины редко, нездешними призраками появляются на фотографиях. Автор любит Москву без гордости, но с состраданием, «странною любовью», как незадавшегося ребенка. Ее усилия направлены против течения, против главной задачи московских чиновников, архитекторов, строителей, осветителей -- сделать Москву красивой и нарядной. Для Голицыной главное, чтобы город был любимым. И поэтому, в традициях русской женской культуры, она хочет жалеть его, ревниво показывая таким, чтоб никто другой не позарился, -- бедненьким и страшненьким. И прилагает к тому немалое усердие.

Проект «24» близится к концу. Выставка Голицыной, двадцатая по счету, видимо, так и останется единственной женской. Хочется обвинить куратора в дискриминации, но не получается. Архитектурная фотография -- дело в основном мужское, тяжелое, брутальное. Голицына едва ли не единственная женщина, постоянно снимающая архитектуру. Если, конечно, можно так назвать ветхие строения центра Москвы, «исторической и художественной ценности не имеющие», а потому быстро и как-то незаметно и неизбежно исчезающие. Без них Москва станет другой, «неполной», так же как неполон был бы проект архитектурной фотографии без работ Кати Голицыной.

Подпись под фото:

Фаина БАЛАХОВСКАЯ