Время новостей
     N°177, 28 сентября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.09.2007
И стал свет
Новая галерея представляет австралийского фотохудожника
Выставка тридцатишестилетнего Трента Парка -- первый проект открывшейся на «Винзаводе» Gallery.Photographer.ru. Успешный сетевой ресурс обзавелся своей галерей и объявил о сотрудничестве с легендарным Magnum Photos -- кооперативом, основанным в 1947 году Анри Картье-Брессоном и Робертом Капой. Трент Парк -- один из самых молодых членов Magnum и единственный, кто представляет в этом элитарном сообществе Австралию.

Парк приглянулся «магнумцам» с первого взгляда: его пригласили в агентство сразу по выходе альбома Dream/Life, посвященного Сиднею. Начинал Парк профессиональным игроком в крикет, потом занялся журналистикой и, работая в небогатой газетенке, был вынужден научиться снимать буквально все -- рекламу, новости, спорт, фотоистории.

Проект Dream/Life не был связан с его профессиональной суетой. Несколько десятков контрастных снимков города, проявляющегося на резких границах тени и света, накрытого океанскими циклонами и омываемого дождями, -- результат многочасовых одиноких прогулок по улицам Сиднея. «Я снимал мое одиночество. Потом оно ушло, и проект Dream/Life моментально закончился, потому что эмоциональный настрой абсолютно изменился».

Парк очаровал «магнумцев» не своей «Лейкой», и даже не редким даром превращать репортажный снимок в лирическое высказывание: так бы мог снимать культовый Картье-Брессон, если бы дожил до наших дней -- до эпохи, когда выпуклая фотогения городского пространства сожрана рекламой «Кока-Колы», а естественный ритм жизни разрушен бесконечным потоком машин.

«Я хотел показать более правдивую версию Сиднея -- с частыми дождями и грозами, со всеми мрачными чертами, присущими этому городу. Я хотел показать мир снов, мечты. Это работа света: превращение повседневности в магию», -- в отличие от многих фотографов Парк очень точно комментирует свои работы. В его снимках нет опостылевшей романтизации урбанизма -- традиционного любования заводскими трубами, аляповатыми щитами и вонючими помойками. Он маскирует городское уродство глубокими и резкими тенями: лишь проявляющиеся между домов вертикали света обозначают пространство, пригодное для жизни. Маленькие фигурки людей, зажатые тенями небоскребов, выглядят пронзительно беспомощными. Парк наивно пытается отмыть мегаполис от шлака, заливая его дождями и окутывая туманами. Изредка город отвечает ему благодарным кивком, приветливо поблескивая влажными парусами оперного театра, которые эхом отзываются в формах зонтов и корабельных палуб.

Фотограф редко выхватывает из толпы отдельные лица. На его снимках лишь неясные свидетельства присутствия человека в мире: каблук пробежавшей мимо женщины, светящиеся нимбы над головами стариков, одинокий иероглиф верхолаза посреди надгробной плиты небоскреба. От этих нетронутых фотошопом кадров и правда возникает мистическое чувство. Может, дело во внезапных потоках света, которые проливаются на город как незаслуженная благодать. Группы клерков, вырвавшиеся из офисных темниц на омытые светом просторы, кажутся участниками какой-то религиозной процессии. Агрессивные потоки машин растворяются, превращаясь в зыбкие силуэты на светящихся разделительных линиях.

На снимках стерты все улики конкретного места и времени. Парк чаще всего использует длинную выдержку, игнорируя сумасшедшее движение городской жизни. Он никогда не подстраивается под ритм события, оставаясь медлительным сторонним наблюдателем. Его неспешный и слегка рассеянный взгляд фиксирует лишь вещи и эмоции, неподверженные суете и распаду.

В Gallery.Photographer.ru. выставлено всего два десятка работ из серии Dream/Life, которую Парк снимал ежедневно на протяжении пяти лет. В полном объеме фотодневник вошел в книгу, которую фотограф выпустил сначала на собственные деньги. «Dream/Life -- в основном о поиске самого себя и своего места в жизни. Когда я снимал эту серию, то не рассчитывал на коммерческий успех и какую-то известность. Просто чувствовал страх и одиночество и хотел эти эмоции выплеснуть. Знаете, моя мама умерла внезапно ночью, я был еще совсем молодым человеком. И все. Все закончилось. Это был переломный момент в моей жизни, с тех пор я отчаянно пытаюсь делать что-то осмысленное здесь и сейчас -- пока хватает сил. В завтрашнем дне нет никакой уверенности...» -- это ответ Трента Парка на вопрос, как он сделал такую потрясающую карьеру.

Наталья БАБИНЦЕВА
//  читайте тему  //  Выставки