Время новостей
     N°168, 17 сентября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.09.2007
Последствия судного дня
Деморализованный "Макларен" проиграл Гран-при Бельгии
Бурные события, связанные с наказанием «Макларена», отодвинули на задний план возвращение «Большого цирка» на легендарную трассу в бельгийском местечке Спа. Обновленный автодром в более спокойной атмосфере, несомненно, стал бы главной темой обсуждения, но только не теперь. Все -- от болельщиков до руководства команд -- обсуждали только что полученное решение по скандальному делу: штраф в 100 млн долл. и лишение всех заработанных очков в Кубке конструкторов за технический шпионаж.

Пилоты деморализованного «Макларена», в штабе которого больше думали подавать или не подавать очередную апелляцию, проиграли как-то незаметно, не имея ни малейшего шанса навязать борьбу «Феррари». «Алые», словно получив дополнительные силы в виде морального преимущества, были неудержимы в гонке. Кими Райкконен, прикрываемый Фелипе Массой, без излишних проблем финишировал первым, выиграв Гран-при Бельгии второй раз подряд. Дубль «Феррари» фактически оформил победу итальянской команды в Кубке конструкторов, а Фернандо Алонсо, занявший третье место, еще на очко приблизился к лидеру чемпионата Льюису Хамильтону.

Чемпионат 2007 года надолго останется в памяти болельщиков. Событий, уже случившихся в этом сезоне, хватило бы сразу на несколько лет, а ведь это еще не конец. Напряженная борьба в личном зачете, скандальная история с кражей документов, ссора между партнерами по команде -- и все это связано с «Маклареном». Английская команда, вернувшаяся на лидирующие позиции в «Формуле-1», словно притягивает к себе разнообразные неприятности.

В прошедший четверг Международная автомобильная федерация (ФИА) вновь созвала в своей штаб-квартире в Париже Всемирный совет по автоспорту, чтобы решить судьбу команды Рона Денниса. В шпионской саге, которая уже однажды становилась предметом разбирательства высшего органа ФИА, написана новая глава. Если до этого представители «Макларена» упорно отметали даже малейшие подозрения в использовании пресловутой документации, переданной в марте бывшим главным механиком «Феррари» Найджелом Степни своему другу Маку Кофлэну, занимавшему пост главного конструктора «серебряных стрел», то новые факты, открывшиеся в последнее время, вызвали большие сомнения в невиновности команды из Уокинга.

Хотя и раньше множество деталей не позволяло до конца поверить в искренность слов Денниса со товарищи. Например, как объяснить, что именно в «Макларене» первыми обратили внимание на некоторые конструктивные особенности нового шасси скудерии, не совсем укладывавшихся в прокрустово ложе технического регламента. Все сходится и по срокам: документацию на новую машину Кофлэн получил в марте, и почти сразу же начались проверки жесткости аэродинамических элементов «Феррари». Да и сама ситуация, при которой главный человек, отвечающий за проектирование машины, получив доступ к секретам конкурентов, не попытается применить какие-то интересные находки в своей работе, кажется несколько неправдоподобной.

И все-таки первое заседание Всемирного совета, состоявшееся 26 июля, закончилось вынесением довольно странного решения: «Макларен» признавался виновным в получении конфиденциальной информации, принадлежащей «Феррари», но при этом не понес никакого наказания за отсутствием каких-либо доказательств в ее использовании. Правда, совет оставлял за собой право вернуться к этому делу, если откроются новые обстоятельства.

Такой исход не устроил ни одну из сторон, но в большей степени пострадавшую. И вскоре ФИА пришел протест, направленный Автомобильной федерацией Италии по требованию «Феррари». Апелляционные слушания должны были состояться 13 сентября. Но в начале сентября в распоряжение президента федерации Макса Мосли попала переписка по электронной почте между основным пилотом «серебряных стрел» Фернандо Алонсо и Педро де ла Росой, исполняющего в английской конюшне обязанности запасного гонщика. Эти письма стали прямой уликой, позволяющей утверждать, что о сведениях, поступавших от Степни, в «Макларене» знал не только Кофлэн.

Вот только некоторые, самые обличающие места из этой переписки. 25 марта Алонсо получил от Росы письмо, в котором с удивительной точностью до грамма указана развесовка обеих машин «Феррари». Эта информация очень важна для правильной настройки баланса автомобиля. В ответ Алонсо написал: «Меня удивляет их развесовка. Информация интересная, но можно ли ей верить?» И Педро де ла Роса решил выложить земляку всю правду: «Все сведения из «Феррари» очень точны. Их поставляет Найджел Степни, который сообщил нам, что на Гран-при Австралии Кими остановится на пит-стоп на 18-м круге». В дальнейшем Педро продолжал сообщать Фернандо интересные данные о машинах соперников. Упоминал он и о гибких крыльях, тормозной системе, балансировке болидов и даже о составе газа и давлении в шинах.

Всего же до того, как в «Феррари» вычислили шпиона, Степни успел сделать 35 телефонных звонков и передать 288 SMS-сообщений Кофлэну. Какие тайны скудерии успел раскрыть один из самых осведомленных работников «алых», остается только догадываться. Но и уже известных фактов хватило ФИА, чтобы понять: «Феррари» был нанесен значительный урон. Поэтому вердикт Всемирного совета оказался очень суров. В 14-страничном заявлении, опубликованном на следующий день после заседания, «Макларену» были предъявлены обвинения в нарушении статьи 151 Международного спортивного кодекса о незаконном преимуществе. Всемирный совет по автоспорту установил:

-- Кофлэн обладал большей информацией, чем считалось ранее, и получал ее систематически в течение нескольких месяцев;

-- информация распространялась внутри команды «Макларен», по крайней мере о ней было известно гг. де ла Росе и Алонсо;

-- эта информация состояла не только из конфиденциальной технической документации, но и из секретной информации, касающейся стратегии команды;

-- г-н де ла Роса точно знал, что информация незаконна;

-- эту информацию он сообщал Фернандо Алонсо;

-- было ясное намерение части сотрудников «Макларен» воспользоваться поступившей от «Феррари» информацией на тестах. Если этих тестов фактически не было, то лишь потому, что этому мешали технические причины;

-- обладание Кофлэном секретами «Феррари» повлияло на его работу.

На этот раз вина команды очевидна. И отделаться простым порицанием Рон Деннис уже не смог. ФИА лишила «Макларен» всех очков, набранных в этом чемпионате в зачет Кубка конструкторов. Помимо этого, англичане обязаны заплатить штраф в 100 млн долл. Что касается пилотов, то Фернандо Алонсо и Льюис Хамильтон будут продолжать борьбу за чемпионский титул -- очки, заработанные ими, аннулироваться не будут. В следующем сезоне шасси команды будут подвергнуты тщательному анализу, чтобы исключить использование информации, полученной от «Феррари». Только после этого команда будет допущена к чемпионату.

Это самый крупный денежный штраф в истории «Формулы-1». Не стоит забывать, что исключение из Кубка конструкторов обернется потерей всех призовых, положенных команде за участие в чемпионате. Впрочем, по мнению президента ФИА Макса Мосли, «Макларен» отделался сравнительно легко. Ведь изначально рассматривался вариант о дисквалификации команды на два сезона. Но в конце концов возобладал здравый смысл. Отстранив от гонок одну из сильнейших и популярнейших команд, федерация нанесла бы огромный удар по интересу к «королевским» гонкам. Хотя прецеденты уже были. В 1984 году в середине сезона из чемпионата за махинации с весом машин была исключена команда «Тирелл». А в 1996-м пострадала заводская конюшня «Тойоты» -- одна из сильнейших команд в чемпионате мира по ралли: за использование незаконных устройств ее дисквалифицировали на два года.




Результаты. Чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1». Гран-при Бельгии. 1. Райкконен («Феррари») -- 1 час 20 мин. 39 сек. 2. Масса («Феррари») -- отставание 4,6 сек. 3. Алонсо («Макларен») -- 14,3. 4. Хамильтон («Макларен») -- 23,6. 5. Хайдфельд («БМВ-Заубер») -- 51,8. 6. Росберг («Уильямс») -- 1.16,8. 7. Уэббер -- («Ред Булл») -- 1.20,6. 8. Ковалайнен («Рено) -- 1.25,1. Чемпионат пилотов. Хамильтон -- 97 очков, Алонсо -- 95, Райкконен -- 84, Масса -- 77, Хайдфельд -- 56. Кубок конструкторов. «Феррари» -- 161 очко, «БМВ-Заубер» -- 90, «Рено» -- 39.

Дмитрий СИТНИК