Время новостей
     N°167, 14 сентября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.09.2007
В пасти бе-е-езумия
«Паршивая овца» на экранах Москвы
Испокон века овцеводство является одной из важнейших отраслей сельского хозяйства Новой Зеландии. Этим в высшей степени отрадным фактом не преминул воспользоваться местный режиссер Джонатан Кинг, придумавший и снявший фильм о том, как символ экономического благополучия может в один момент превратиться в кошмар.

Итак, на зеленых просторах случается чрезвычайное происшествие: очередная склянка с неприятно пузырящейся токсичной жидкостью -- из тех, что вот уже много лет прекрасно известны поклонникам фильмов ужасов по всей планете, -- разбивается не в том месте и не в то время (хотя представить себе то место и то время в данном случае довольно трудно). В результате чего очаровательные и, надо сказать, весьма многочисленные барашки превращаются в плотоядных чудовищ, форменных волков-людоедов в овечьих шкурах. И начинают активно гоняться за своими пастырями, как будто решив отомстить всем любителям филеев и рагу за долгие века безжалостного кулинарного истребления. Кровь течет рекой, внутренности (отнюдь не овечьи) разлетаются в разные стороны... Но фермерский сын Генри (Натан Мейстер), в детстве получивший из-за дурацкой шутки серьезную психологическую травму и теперь страдающий ярко выраженной овцефобией, а также парочка активистов-экологов Грант (Оливер Драйвер) и Экспириенс (Дэниэль Мейсон), попавшие в блеющее окружение, вовсе не собираются сдаваться без боя.

Несмотря на то что в пересказе сюжет «Паршивой овцы» выглядит несусветной и не имеющей аналогов дичью, генеалогия этого творения прослеживается без особого труда. Источником вдохновения для Кинга и компании, несомненно, являлся, во-первых, легендарный в определенных кругах фильм Уильяма Клакстона «Ночь длинноухих» (1972) -- про атакующих мирных жителей гигантских кроликов-мутантов, а во-вторых и, пожалуй, в-главных -- ранние картины автора «Властелина колец» и «Кинг-Конга» Питера Джексона «Дурной вкус» (1987) и «Живая мертвечина» (1992), в которых экран заливали потоки крови, выпавшие из пробитой дурной головы мозги запихивались их владельцем обратно и закреплялись на живую нитку, а с ордами монстров расправлялись с помощью оригинально модернизированной газонокосилки. С Джексоном создателей «Овцы» роднит еще и то, над спецэффектами здесь работала та же компания, что и на «Властелине». Но не в этом суть.

Ранние фильмы Джексона были талантливы, жестоки, но самое главное -- гомерически смешны. Чем, с одной стороны, заработали себе стопроцентно культовый статус, но с другой -- сослужили плохую службу жанру ужасов, к которому номинально относились. Именно после них (да еще, пожалуй, дебютных зомби-капустников Сэма Рейми) привычные атрибуты страшных фильмов стали восприниматься не иначе как с хохотом разной степени утробности. Фильмы ужасов этого рода (причем чаще всего сделанные далеко не такими одаренными и чувствующими стиль людьми) окончательно превратились в комедии с кишками наружу, и о серьезном страхе чуть было не забыли. История в итоге кончилась поделками студии «Трома», в которых вкус (пусть даже и дурной) и чувство меры вовсе не ночевали. И стало совсем грустно.

По счастью, режиссер Кинг оказался весьма достойным джексоновским учеником. Его картина оказалась наполненной по-настоящему удачными гэгами (пусть совсем не вегетарианскими, но зато смешными), уровень безумия зашкаливает ровно настолько, чтобы не превратить кино в полнейший, а потому утомительный бред, а герои не то чтобы запоминаются на всю жизнь, но достаточно симпатичны и бодры. А что еще нужно для полутора часов несколько маргинального, но вполне настоящего киноманского счастья? Разве только после просмотра отправиться в ближайшую шашлычную и закрепить увиденное доброй порцией шашлыка.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино