Время новостей
     N°165, 12 сентября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.09.2007
«Дух сотрудничества»
Правительство Казахстана и глава Eni Паоло Скарони не стали политизировать «Кашаган»
Визит главы Eni Паоло Скарони в Казахстан, похоже, не принес желаемого прорыва в решении проблем вокруг Кашаганского нефтяного месторождения, оператором разработки которого выступает итальянская компания. Вчера г-н Скарони встретился с премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым, министром энергетики и минеральных ресурсов Сауатом Мынбаевым и первым вице-президентом национальной компании «Казмунайгаз» Максатом Иденовым. Как сообщило казахское минэнерго, в ходе встречи г-н Мынбаев призвал итальянцев не политизировать ситуацию вокруг «Кашагана» и в то же время заявил о том, что правительство не желает утверждать новый срок добычи нефти и увеличивать смету проекта. Как заявила итальянская компания, переговоры прошли «в духе сотрудничества» и «были сфокусированы на реализации Кашаганского месторождения». Деталей и итогов переговоров ни в Eni, ни в правительстве предпочитают пока не раскрывать.

«Кашаган» разрабатывается на основе соглашения о разделе продукции консорциумом Agip КСО, где Eni, Total, ExxonMobil, Shell принадлежит по 18,52%, ConocoPhillips -- 9,26%, Inpex и «Казмунайгазу» -- по 8,33%. Согласно соглашению, после начала добычи Казахстан обязан компенсировать консорциуму затраты на разработку месторождения из своей прибыльной продукции. Конфликт между Eni и правительством Казахстана обострился в конце июля, после того как компания-оператор представила новую программу разработки гигантского Кашаганского месторождения (извлекаемые запасы нефти -- 1--1,2 млрд тонн). Компания предложила сдвинуть срок начала промышленной добычи нефти с 2008 на 2010 год, а смету затрат увеличить с 57 до 136 млрд долл. Это вызвало резкую критику со стороны Астаны, рассчитывавшей с помощью «Кашагана» уже к 2015 году закрепиться на европейском рынке в качестве одного из основных поставщиков сырья: нефть этого месторождения будет поступать в трубопровод Баку--Джейхан, против строительства которого, кстати, выступала Россия (так как, во-первых, он не идет по ее территории, а во-вторых, усилит конкуренцию российской нефти на европейском рынке). В течение августа правительство Казахстана организовало сразу несколько внеплановых проверок проекта, по итогам которых Eni были предъявлены всевозможные обвинения -- от неуплаты налогов до нарушения правил пожарной безопасности. На основе этих обвинений в конце августа чиновники приостановили все работы на «Кашагане» и завели несколько уголовных дел на менеджеров проекта.

Одновременно г-н Масимов объявил, что готов начать переговоры с главой Eni Паоло Скарони и премьер-министром Италии Романо Проди. При этом казахские чиновники подчеркивали, что будут рассматривать различные варианты решения конфликта -- от передачи «Казмунайгазу» части операторских функций и увеличения его доли в проекте с нынешних 8,3% до 40% до выплат стране компенсации в несколько десятков миллиардов долларов. Кроме того, как рассказывали «Времени новостей» источники в Италии, предполагалось использовать этот конфликт для того, чтобы договориться с г-ном Проди о содействии Казахстану в его намерении стать во главе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2009 году. Другие источники не исключали, что конфликт вокруг «Кашагана» может быть использован в качестве давления на Италию, которая ведет расследование в отношении газового бизнеса сицилийской мафии, где, как считают СМИ, фигурируют первые лица Казахстана.

Впрочем, в переговорах с г-ном Скарони Астана продемонстрировала, что не собирается пока затрагивать политические аспекты проблемы. «Казахстан готов к открытому диалогу, направленному на решение вопроса, связанного с реализацией проекта «Кашаган», и прошу не политизировать наши обоснованные требования в части исполнения недропользователями своих обязательств, -- цитирует пресс-служба минэнерго слова г-на Мынбаева, сказанные в ходе встречи с г-ном Скарони. -- Проведенный полномочным органом технико-экономический анализ представленных подрядчиком предложений показал, что такое масштабное удорожание, задержка начала коммерческой добычи значительно ухудшают основные экономические показатели проекта для Казахстана по сравнению с утвержденными в 2004 году. Существенная отсрочка момента окупаемости проекта приведет к существенному сокращению планируемых темпов роста национальной экономики в ближайшее десятилетие, поставит под угрозу реализацию долгосрочных программ экономического развития страны».

Анна ГОРШКОВА