Время новостей
     N°162, 07 сентября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.09.2007
Локомотив в прямом смысле
Премьер ответил на критику президента
Посыпать голову пеплом, каяться или делать вид, что ничего не произошло? После нелицеприятной критики правительства, прозвучавшей накануне из уст президента во время визита на Камчатку, премьер Михаил Фрадков с присущей ему аппаратной мудростью на вчерашнем заседании кабинета министров выбрал покаяние. И назвал, по сути, причину неудач: ошибки генштаба, то есть Министерства экономического развития во главе с Германом Грефом.

«Вчера президент нас критиковал -- правительство и отдельных министров -- за неорганизованность в работе, в общем, за неумение работать по отдельным направлениям, по ряду проектов. И эта критика справедлива!» -- согласился премьер, будто у него был выбор. Он напомнил, что правительство под его руководством вплотную взялось за работу с регионами. «Но, судя по всему, и это мы должны признать, эта работа идет недостаточными темпами и не очень эффективна, что не дало нам своевременно решить назревшие вопросы», -- продолжал премьер критическую линию. Он укорил МЭРТ. Сказал, что может себе это позволить, так как не раз призывал грефовское министерство быть генштабом всего кабинета.

«Мы из этого в очередной раз должны сделать выводы. И в плане конкретных поручений, которые были даны. И я прошу аппарат правительства проанализировать, как они выполнялись. И внести необходимые предложения по взысканиям. Критика президента вполне достаточна, чтобы сделать административные выводы», -- наказал подчиненным премьер. При том, что президент может легким росчерком пера отправить все правительство в отставку, рассуждения о последствиях путинской критики правительства можно считать риторическими. Тем более что слухи об отставках в Белом доме весь август циркулировали с какой-то излишней навязчивостью. И о кабинете Фрадкова в целом, и об отдельных министрах, в частности о Германе Грефе, который сам публично признавал, что не видит себя в правительстве в следующем президентском цикле.

Вчера же главы МЭРТ на заседании кабинета не было. И премьерская критика генштаба была как бы "за глаза". Что скорее всего заставляло г-на Фрадкова несколько смягчать удар. И очевидно, именно поэтому он предложил перенести рассмотрение мэртовской темы: об итогах за полугодие реализации федеральных целевых и федеральных адресных инвестиционных программ. Чтобы подождать возвращения г-на Грефа из Австралии, где он фактически готовил визит президента Путина.

Однако министрам было чем заняться. Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года представил Минтранс. Так далеко в будущее правительство еще не заглядывало. Заместитель министра транспорта Александр Мишарин предложил два варианта развития: максимальный и минимальный. Отличаются они только затратами. В первом случае они составят 13,8 трлн руб., во втором -- 11,3 трлн. Из бюджета предполагается взять 30%, а остальные 70% -- это частные инвестиции (из них 42% -- средства РЖД). Г-н Мишарин подчеркнул, что деньги бюджета не главное, важнее господдержка, а в ней -- тарифная политика. Тут же выяснилось «самое слабое звено» стратегии. Премьер за него и «потянул»: «Тема тарифов становится определяющей. Железнодорожный транспорт играет роль паровоза. И хорошо, что Греф пока вписывается в его скорость. Но там рельсов еще нет. Поэтому мы говорим, помогите проложить рельсы, повесьте карты, как и положено в генштабе».

Дальше премьер вновь вспомнил критику со стороны президента за так и не построенный на Камчатке газопровод: «Может быть, вы принесете карты -- Чубайс (глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс. -- Ред.)., Миллер (глава "Газпрома" Алексей Миллер. -- Ред.) и отраслевики. И когда они (карты, а не Чубайс, Миллер и отраслевики.-- Ред.) будут висеть в МЭРТ, тогда мы будем точно знать, кто ответственный. Что есть стратегия! Тогда никакой газопровод из Соболевского района не будет висеть между Газпромом, РАО «ЕЭС» и «Роснефтью», -- заметил г-н Фрадков.

«Надеюсь, эта претензия не к РЖД?» -- на всякий случай уточнил глава этой компании Владимир Якунин. «К РЖД, -- откликнулся премьер, -- как к локомотиву. Вы сейчас локомотив в прямом смысле. Забежали вперед, что совершенно правильно». Действительно, говоря о перспективе 2030 года, компания РЖД опередила на десять лет МЭРТ, который готовит к внесению в правительство в ноябре судьбоносный труд -- программу социально-экономического развития страны пока только до 2020 года.

«Если Греф дал обязательство Якунину вписать стратегию в общий план развития страны, то это суперповышенные обязательства для всего правительства. И одному Грефу тут не справиться», -- резюмировал г-н Фрадков. По предложению премьера правительство в целом одобрило стратегию развития железных дорог на 2008--2030 годы. К ноябрю документ должен быть доработан. Тогда правительство утвердит его одновременно с комплексной программой социально-экономического развития страны, которую разрабатывает МЭРТ.

Если развитие железнодорожной сети пойдет в соответствии с «минимальным» сценарием Минтранса, то основные усилия будут направлены на увеличение скорости движения на существующих железнодорожных магистралях. (Правда, и для этого потребуется построить около 16 тыс. км нового пути, в том числе новую скоростную линию Москва--Санкт-Петербург). «Максимальный» вариант дополнительно предусматривает несколько масштабных проектов на севере и востоке страны, в частности строительство новой магистрали от Якутска до Уэлена (Чукотка) с ответвлениями на Магадан и Петропавловск-Камчатский. Министр транспорта Игорь Левитин после заседания заверил журналистов, что правительство непременно выберет максимальный вариант развития отрасли.

Вера КУЗНЕЦОВА