Время новостей
     N°138, 03 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.10.2000
«Вторчерметы» дышат на ладан
Развитие рынка вторичных металлов тормозят экспортные пошлины и транспортные тарифы
На прошлой неделе состоялось очередное заседание Координационного совета предприятий ломоперерабатывающей промышленности РФ. На встрече присутствовали руководители крупнейших предприятий «Вторчермета», обсуждавшие проблемы сбора и переработки амортизационного лома черных металлов. Участники совещания пришли к однозначному выводу: перерабатывающим предприятиям «Вторчермета» в ближайшие месяцы может грозить полная остановка. Были названы две основные причины кризиса на рынке вторичной переработки черных металлов -- завышенные экспортные пошлины и экспортные железнодорожные тарифы на перевозку лома.

В заявлении, распространенном пресс-службой координационного совета, указывается, что к концу 90-х годов на территории России ежегодно перерабатывалось около 30 млн т лома черных металлов. Начиная с 1992 года сбор лома неуклонно снижался. В прошлом году он составил всего 16,9 млн т, из них 9 млн поставлено на внутренний рынок, 7,9 млн -- на экспорт. Доля экспортируемого лома за год сократилась на 20%, произошла значительная переориентация поставок лома с внешнего на внутренний рынок. Ежегодный недосбор лома черных металлов по регионам достигает 10--15 млн т. Всего же за последние десять лет перерабатывающая промышленность недосчиталась около 140 млн т лома черных металлов.

Между тем, как считают эксперты, объем экономически эффективного сбора и переработки лома можно довести до 26--27 млн т в год. Мешает этому, по мнению переработчиков, недостаточное внимание государственных органов, контролирующих рынок переработки черных металлов, к проблемам предприятий «Вторчермета». Речь идет прежде всего о высокой экспортной пошлине, установленной в размере около13 долларов за тонну вывозимого металла (около 30% стоимости 1 т лома).

Анализ колебаний спроса-предложения на рынке вторичных металлов дает ясное представление о потерях переработчиков из-за бессистемности его регулирования государственными органами. В январе--июле этого года поставки лома и отходов черных металлов составили 10,8 млн т -- на 8% больше, чем за тот же период прошлого года. Поставки на экспорт уменьшились на 13% -- 4,4 млн т. Обеспечение внутреннего рынка сырьем при этом возросло на 30% -- 6,4 млн т.

Диспропорцию поставок на внутренний и внешний рынки вызвал не объяснимый никакими разумными доводами перерыв в действии экспортной пошлины в начале апреля. Произошло резкое увеличение поставок лома на экспорт по демпинговым ценам (на 15 долларов ниже обычного уровня). За месяц их объем достиг 850 тыс. т. Беспошлинный период длился около месяца, в результате традиционные внешние рынки (Турция, Испания, Италия) оказались затоваренными, и основной поток поставок переориентировался на внутренних потребителей, стабильная годовая потребность которых не превышает 10--11 млн т. Государство, вольно или невольно лоббируя интересы крупных металлургических комбинатов, способствовало резкому падению и без того заниженных закупочных цен на вторичный металл.

Аналогом таможенной пошлины для поставщиков лома черных металлов являются экспортные тарифы железной дороги, в три раза превышающие внутренние. В припортовых областях влияние этих тарифов на себестоимость поставок незначительна, экспорт же лома из отдаленных районов (Урал, Сибирь, Поволжье), напротив, оказывается экономически нецелесообразным. Экспортный тариф на перевозку тонны лома составляет около 12 долларов -- МПС на этом зарабатывает около 8 долларов за тонну, или 56 млн долларов в год.

Снижение тарифа до уровня себестоимости (по таким тарифам МПС осуществляет большинство внутренних перевозок), по оценке экспертов координационного совета, могло бы привести к увеличению сбора металлолома на 10 млн т в год, которые даже при существующей экспортной пошлине было бы выгодно продавать за рубеж. Арифметика предельно простая. Предприятия вторичной переработки за каждую тонну лома платят государству около 7 долларов в виде различных налогов. Экспортная пошлина -- 13 долларов за тонну. Это значит, что только за счет увеличения поставок на экспорт по сниженным экспортным тарифам в бюджет ежегодно могло бы поступать дополнительно около 200 млн долларов.

ВРЕЗ 1

Разбалансированность рынка вторичных металлов приводит к разрушению сложившейся инфраструктуры региональных подразделений «Вторчермета». О том, как это происходит, с корреспондентом газеты «Время новостей» поделился генеральный директор «Коломнавтормета» Сергей ХОМЯНИН:

-- С разрушением в начале 90-х годов централизованных поставок лома коломенский «Втормет» балансирует на грани банкротства. Его доля в общем объеме заготовок сократилась вчетверо -- до 150 тыс. т лома черных металлов в год. Это всего лишь 20% от всего перерабатываемого в Московской области лома. Около 50% составляют поставки мелких частных фирм, которые редко утруждают себя уплатой налогов, 30% -- крупных предприятий региона. С каждой тонны лома имеем не более 300 рублей чистой прибыли.

Львиную долю доходов съедают налоги, транспортные расходы, таможенные пошлины. Держимся на плаву только за счет беспошлинных продаж в Белоруссию -- на Жлобинский меткомбинат. Объем поставок на внутренний рынок ограничен стабильным спросом и мизерными закупочными ценами. Как и наше, практически все предприятия «Втормета» экономически не заинтересованы в увеличении сбора и переработки лома. Главное -- свести концы с концами.

ВРЕЗ 2

На проблемы внутреннего рынка вторичных металлов особый взгляд у металлургов. Главные потребители черного лома ставят перед собой приоритетную задачу -- максимальное снижение закупочных цен. Это незамысловатое условие большинства контрактов меткомбинатов с ломоперерабатывающими заводами прокомментировал главный специалист отдела сырьевых ресурсов НЛМК Александр ЗАРАПИН:

-- Годовая потребность комбината в ломе черных металлов относительно стабильна и составляет в среднем 180 тыс. т в месяц. Из них 50 тыс. -- внутризаводские отходы, 130 тыс. -- закупки на стороне. Эти 130 тыс. т мы и покупаем ежемесячно, в основном на перерабатывающих предприятиях «Вторчермета». Больше брать невыгодно -- лом останется ржаветь на складах. А единственный вопрос, обсуждаемый при заключении контрактов, -- это закупочные цены. Мы заинтересованы в максимальном их снижении. Не сходимся в цене с одними поставщиками -- обращаемся к конкурентам.

Желающих продать нам лом более чем достаточно. Думаю, что резкие колебания спроса на внутреннем рынке в ближайшие годы вряд ли возможны. Поэтому реанимация предприятий «Вторчермета», на мой взгляд, реальна только за счет расширения экспортных поставок.

Александр КРИВЦОВ