Время новостей
     N°157, 31 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.08.2007
«Реактивный» процесс
Начался суд по «делу химиков»
В Перовском суде Москвы вчера началось рассмотрение по существу так называемого «дела химиков» -- в отношении руководителей столичной компании «Софэкс» Яны Яковлевой и Алексея Процкого (см. «Время новостей» от 9 августа). Сотрудники московского управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) обвиняют их в незаконном сбыте сильнодействующих веществ, незаконном предпринимательстве и отмывании средств, добытых преступным путем.

По версии наркополицейских, компания под видом оптовой торговли химреактивами снабжала сырьем -- этиловым эфиром -- производителей наркотиков. Сами обвиняемые и их адвокаты, которых поддерживают правозащитники, члены Общественной палаты РФ и ряд депутатов Госдумы, постоянно заявляют об абсолютной несостоятельности претензий наркополиции. По их мнению, во-первых, само данное дело «шито белыми нитками», поскольку обвинение основано лишь на бухгалтерских документах самой компании, а во-вторых, главный пункт обвинения -- ст. 234 УК РФ (незаконный сбыт сильнодействующих веществ) -- вообще применяется незаконно, поскольку в России, как выяснилось, законодательно не определено понятие «сильнодействующие вещества» и нет официального перечня таких веществ. То есть, полагают подсудимые, их пытаются обвинить в незаконной продаже того, чего вообще не существует.

Судя по всему, именно из-за этого суд уже два раза возвращал это дело в прокуратуру для исправления недостатков, обосновывая это тем, что в деле не указаны места, время и даже существо преступлений. Но обвинения продолжало настаивать, и с третьей попытки суд все же решил изучить дело по существу. Вчера прокурор зачитал обвинительное заключение. Оно заняло 16 томов, но на зачитывание его ушел всего один день. Как выяснилось, в обвинительном заключении множество раз повторяются одни и те же формулировки, и потому все стороны, чтобы не затягивать процесс, согласились озвучить обвинение в «сокращенном» варианте.

Но даже при этом начало процесса не обошлось без неожиданностей. Накануне, 29 августа, руководство ФСКН провело пресс-конференцию, посвященную проблеме того же оборота сильнодействующих веществ. На ней замдиректора ведомства Олег Харичкин заявил, что теперь «планируется отказаться от понятия сильнодействующих веществ для приведения состояния дел в соответствие с международным правом". Он пояснил, что в международном праве существуют два понятия -- наркотические и психотропные вещества, в то время как в РФ отдельным списком проходят еще и сильнодействующие. Г-н Харичкин рассказал, что само это понятие досталось в наследство от старой нормативной базы, и отказ от него нужен для того, чтобы основания для наступления правовых последствий при использовании подобных веществ устанавливались в том числе в соответствии с действующей законодательной базой РФ. В связи с этим те вещества, которые до сих пор считались сильнодействующими, предполагается перевести в списки психотропных. Таким образом получилось, что сама ФСКН, которая обвинила руководителей «Софэкса» в торговле сильнодействующими веществами, признала, что ситуация с применением ст.234 УК РФ как бы не соответствует ни международным нормам, ни отечественной законодательной базе. Как столь резкая смена позиции отразится на деле руководителей «Софэкса», пока остается только гадать -- до последнего времени в ФСКН, в том числе и «первые лица», настаивали, что вина химиков сомнению не подлежит. Судья же следующее заседание, сославшись на занятость в других процессах, назначил только на конец сентября.

Дело в отношении руководителей «Софэкса» московское УФСКН возбудило в мае 2005 года, но известно о нем стало лишь осенью 2006 года вскоре после ареста Яны Яковлевой и Алексея Процкого. Полицейские тогда объявили о разоблачении компании, которая еще с 1999 года систематически занималась незаконным сбытом вещества «этиловый эфир», не имея фармацевтической лицензии. При этом сообщалось, что химикат продавался подставным фирмам по всей стране, которые снабжали им наркодельцов, которые в свою очередь, как утверждали полицейские, делали из него метадон (синтетический наркотик). Особо отмечалось, что разоблачить «Софэкс» удалось после ареста некоего Шуликова, который изготавливал метадон, продавая его школьникам и студентам, используя при этом этиловый эфир, закупленный именно в компании Процкого и Яковлевой. Тогда же выяснилось, что ФСКН завел серию аналогичных дел по всей стране против других компаний, занятых производством и поставками промышленных химикатов.

В конце 2006 года, когда дело уже было передано в суд, обвиняемые были отпущены под подписку о невыезде, после чего и рассказали свою версию этого дела. На серии пресс-конференций при поддержке правозащитников, депутатов Госдумы и ученых-химиков они все доводы полицейских назвали бредом и бессмыслицей. Тогда было объявлено, что этиловый эфир -- широко применяемый в промышленности растворитель, и метадон из него произвести невозможно, что «Софэкс» фармдеятельностью никогда не занимался, а все разрешения и лицензии на работу с промышленными химвеществами у компании имеются, и подставным фирмам или физлицам химикаты она никогда не продавала. По версии бизнесменов, уголовное дело на них завели после того, как они отказались делиться прибылью с некоторыми сотрудниками УФСКН. Вчера, кстати, в зачитанном обвинительном заключении действительно ни разу не были упомянуты ни подставные фирмы, ни даже «наркоделец Шуликов». Из материалов следствия, основанных на официальной бухгалтерии компании, следовало, что «Софэкс» легально реализовал партии этилового эфира в общей сложности около 220 предприятиям, среди которых были перечислены несколько воинских частей, МГУ, ГосНИИ общей химии, мыловаренные фабрики, заводы растительных масел и т.д. Все эти сделки обвинение посчитало незаконными и каждую «под копирку» изложило как эпизоды преступной деятельности, ссылаясь на то самое отсутствие фармацевтической лицензии.

Поддержать руководителей «Софэкса» в суд вчера пришли ряд депутатов, известных правозащитников и ученых и все прокомментировали странную, по их мнению, позицию наркополиции. «ФСКН в очередной раз пытается оправдать свое существование, -- заявил член Общественной палаты, главный детский и подростковый нарколог Москвы Олег Зыков. -- Вместо того чтобы заниматься реальной работой и ловить наркоторговцев, они то ветеринаров сажают, то за кактусоводами гоняются, то марганцовку запрещают. Теперь руки дошли и до химической промышленности. Они пытаются запретить продажу растворителя -- этилового эфира, который широко используется в промышленности. Прежде всего всегда необходимо думать о людях, а ФСКН с маниакальным пристрастием пытается всех посадить -- то наркоманов, теперь торговцев эфиром. Под аналогичное уголовное преследование с легкой руки ФСКН могут запросто попасть многие представители химической промышленности». "Комментировать с юридической точки зрения это дело сложно, это просто театр абсурда, -- сказал в свою очередь адвокат Евгений Черноусов. -- Хочу лишь отметить, что сейчас прокуратура и комитет по безопасности Госдумы проводят проверку заявления Алексея Процкого о незаконных действиях некоторых сотрудников УФСКН, а в нем среди прочего речь идет о том, что они пытались организовать поставки уксусного ангидрида -- вещества, необходимого при производстве героина, -- в южные регионы России".

Виктор ПАУКОВ, Алексей ИВЛЕВ