Время новостей
     N°155, 29 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.08.2007
Заветам Ататюрка предан
Турецкую Республику возглавил бывший исламист
Вчера парламент Турции к великому неудовольствию оппозиции и генералитета, считающих себя единственными защитниками светских устоев государства, избрал президентом страны вице-премьера и главу МИДа Абдуллаха Гюля (на снимке). На этот пост его выдвинула имеющая исламские корни правящая Партия справедливости и развития (ПСР).

Для успеха в третьем туре голосования 56-летнему Гюлю достаточно было получить в 550-местном меджлисе простое большинство -- 276 голосов. Победу ему принесла поддержка 339 депутатов от ПСР. Их в парламенте 341, поэтому в двух первых турах 20 и 24 августа ему не удалось набрать конституционного большинства в две трети голосов, к тому же у других партий были свои кандидаты. Главная сила оппозиции, Народно-республиканская партия (НРП), выборы бойкотировала.

Гюль стал 11-м главой Турецкой Республики, которую в 1923 году на руинах Оттоманской империи основал Мустафа Кемаль Ататюрк, решительно отвергший теократию. «Я предан заветам Ататюрка, буду впредь защищать светские ценности Турции и намерен быть президентом всех турок», -- объявил перед вчерашним голосованием кандидат ПСР. Он обещал использовать весь свой опыт для того, чтобы проложить Турции путь в Евросоюз. Во главе МИДа Гюль, бегло говорящий по-английски и по-арабски, встал с приходом ПСР к власти в 2002 году. Он проявил себя искусным дипломатом, обеспечившим вместе с лидером ПСР и премьером Реджепом Тайипом Эрдоганом начало переговоров с ЕС в 2004--2005 годах.

Несмотря на эти успокоительные заверения, начальник турецкого генштаба Яшар Бююканыт пригрозил, что военные не останутся в стороне, если разделение государства и религии окажется под угрозой: «Нация с беспокойством следит за центрами зла, систематически пытающимися разрушить светскую сущность республики». Армия в 1961, 1971 и в 1980-х годах сместила четыре неугодных ей правительства. Лидер НРП Дениз Байкал поддержал военных: «Во главе государства стало лицо, отрицавшее светскость республики, и это большое противоречие».

Президент Турции располагает солидными полномочиями. Он утверждает правительство, он вправе распускать парламент, возвращать законопроекты в меджлис для их повторного рассмотрения, требовать от конституционного суда отмены законов, противоречащих, по его мнению, конституции, и выносить на референдум вопросы, касающиеся ее изменения. По предложению меджлиса президент может стать верховным главнокомандующим и в этом качестве вводить чрезвычайное и осадное положение.

Назначение членов конституционного суда, четверти состава Госсовета (высшего административного суда), того же начальника генштаба, генпрокурора, военных судей и членов совета вузов, то есть органов, чье руководство как раз и подозревает Гюля в теократических наклонностях, -- тоже прерогатива главы государства. Сместить президента, избираемого на семь лет без права переизбрания и олицетворяющего «единство и неделимость государства и народа», можно лишь за государственную измену. В этом случае за возбуждение против него уголовного дела должно проголосовать конституционное большинство меджлиса.

«Эрдоган как лидер исламской партии очень рискует, удваивая в случае с Гюлем опасения, испытываемые военными. Но его игра будет стоить свеч, если те не пойдут на решительные действия, и тогда в его руках окажется почти вся полнота власти, -- сказал «Времени новостей» главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский. -- Вопрос в том, как премьер этой властью воспользуется. Турция настолько заинтересована в членстве в ЕС и в ней настолько влиятельны силы, стоящие на кемалистских позициях, что исламистам-радикалам там рассчитывать практически не на что».

Противники Гюля, сына турчанки и араба-имама, называют символом грозящей Турции исламизации появление в президентском дворце Джанкайя его 42-летней супруги Хайрюннисы, нарочито носящей мусульманский головной платок, запрещенный в госучреждениях еще Ататюрком. Между тем, судя по опросам, 73% турок называют это «нормальным», считая главным достижением пятилетнего правления ПСР рост экономики в среднем на 7% в год и снижение инфляции с 30 до 10%. Экономическая политика Эрдогана получила одобрение МВФ, что, в свою очередь, открыло доступ к дешевым кредитам, воодушевившим деловой мир Турции.

Это обстоятельство стало одной из причин победы ПСР на досрочных выборах в меджлис 22 июля. Премьер назначил их после того, как конституционный суд признал недействительным первое избрание Гюля президентом в апреле из-за отсутствия кворума, вызванного бойкотом голосования со стороны НРП. Гюль тогда свою кандидатуру снял, но в начале этого месяца выдвинул ее вновь, пояснив, что 46,7% голосов, полученных ПСР на всеобщих выборах, было «голосованием в его поддержку как президента».

Теперь в руках ПСР оказались главнейшие посты в государстве -- президента, премьера и спикера. Но Эрдоган деликатно напомнил, что Гюль с получением нового качества из его партии вышел: «Дворец Джанкайя принадлежит не той или иной элитарной группе, а всем 70 млн турок. Если 29 августа мне удастся получить аудиенцию у президента, я вручу ему на утверждение список нового правительства».

Александр САМОХОТКИН